Translate

© Бивак. Полное копирование материалов запрещено. При цитировании - активная индексируемая ссылка на блог. 18+

2015/03/24

Чайный клипер - самый быстрый парусник.

История, Клипер, Парусник, Парусное судно, Парусный корабль, Самый быстрый парусник, Чайные гонки, Чайный клипер,
Они были самыми совершенными, красивыми и быстроходными судами за всю историю парусного флота. Высокие мачты, изящные композитные корпуса, огромная площадь парусов - все, чтобы использовать мощь штормовых морей и ураганных ветров. Но век их оказался недолог, потому что на смену им пришли коптящие небо пароходы...



"Стригущие" волны. 

В начале XIX в., во время войны США с Англией (1812 — 1815 гг.), американцам понадобились корабли способные прорывать морскую блокаду их побережья и уходить от преследования тяжеловесных английских крейсеров. За решение этой непростой задачи взялись судостроители из г. Балтимора, благодаря которым появились морские суда с развитым парусным вооружением и острыми, режущими или как говорили моряки, «стригущими» верхушки волн обводами корпуса, улучшавшими гидродинамику и дававшими немалое преимущество в скорости. Быстроходность достигалась также за счет увеличения соотношения длины к ширине корпуса: в среднем не менее чем 6:1 (в то время как у обычных парусных судов этот показатель варьировался от 3:1 до 4:1). В результате скорость обычных парусников при оптимальном ветре составляла около 6 узлов, в то время как суда нового типа развивали 15 — 16, а позднее и до 18 — 20 узлов (27 — 36 км/ч). Для прочности их корпуса часто делались композитными, то есть набор у них был железный, а обшивка деревянная. Сначала новые американские корабли оснащались только косыми парусами, обеспечивавшими более высокие значения тяги при лавировании против встречного ветра, поэтому их называли «балтиморскими» шхунами. Однако, при попутном ветре, косой парус уступал по эффективности прямому, и корабелы, совершенствуя конструкцию, стремясь сделать её более универсальной, в дальнейшем остановили свой выбор на смешанной оснастке, сочетавшей как косые, так и прямые паруса. Такая оснастка позволяла и «ловить» попутный ветер и легко маневрировать при встречном, что не удавалось крупным британским линкорам того времени. Так появился новый класс судов, которые, за характерную форму корпуса, моряки окрестили клиперами (clipper, от англ. clip -стрижка). «Балтиморские клиперы» представляли серьезную угрозу для британского флота. Именно их успехи спровоцировали знаменитую, но неудачную для англичан, атаку на Балтимор в 1814 году. Это нападение, в свою очередь, вдохновило поэта Фрэнсиса Скотта написать стихотворение «The cood old flag», прославляющее победу американцев. Позже эти стихи были положены на музыку и превратились в государственный гимн США. 
 


История, Клипер, Парусник, Парусное судно, Парусный корабль, Самый быстрый парусник, Чайные гонки, Чайный клипер,
На фото: носовая часть клипера. От этих острых, "стригущих" волны обводов корпуса  и пошло название всего класса подобных судов (clipper, от англ. clip - стрижка).

История, Клипер, Парусник, Парусное судно, Парусный корабль, Самый быстрый парусник, Чайные гонки, Чайный клипер,
Американские клипера начала XIX века.

История, Клипер, Парусник, Парусное судно, Парусный корабль, Самый быстрый парусник, Чайные гонки, Чайный клипер,
Морское сражение между американским клипером и английским крейсером.



Восток и Запад.

В конце 30-х гг. XIX в. «Владычица морей» - Британская Империя сняла торговое эмбарго в отношении США, и быстроходные американские парусники стали постепенно завоевывать господство на мировых торговых маршрутах. Самодовольным английским кораблестроителям был брошен вызов, который вынудил их, взяв за образец американские клипера, приступить к строительству собственных быстроходных судов (в Англии их называли «гончими псами океана»), способных на равных соперничать с американцами конкурентами в перевозках прибыльного китайского чая и еще более прибыльного индийского опиума. Нужно отметить, что до появления на рынке этого наркотика торговля с Китаем фактически носила односторонний характер. В то время как в Америке и в Европе китайские товары считались экзотикой и пользовались огромным спросом, политика китайских императоров династии Цин была направлена на изоляцию страны от зарубежного влияния. Для иностранных торговых судов был открыт один единственный порт, а самим торговцам не только запрещалось покидать его территорию, но и даже учить китайский язык. В таких условиях они практически не имели возможности продавать свои товары в Китае. Это вынуждало Англию и другие страны оплачивать всё возрастающие потребности в китайском импорте золотом.


История, Клипер, Парусник, Парусное судно, Парусный корабль, Самый быстрый парусник, Чайные гонки, Чайный клипер,
"Ариэль" - один из самых красивых и быстроходных английских клиперов. Именно благодаря таким кораблям Великобритания получила титул "Владычицы морей".


Опиумные войны. 

Однако к концу XVIII в. «выход» был найден. В 1773 года Британская Ост-Индская кампания приобрела монополию на закупку индийского опиума и, несмотря на императорские декреты 1729 и 1799 годов, запрещавшие продавать и употреблять его в стране, очень выгодно для себя продала китайцам 1,4 тонны наркотика. В Китае привезенный «товар» курили с помощью кальяна и такое времяпровождение постепенно обрело большую популярность. К 1830 году объём нелегальных продаж опиума составил уже 1500 тонн, а к 1838 г. достиг 2000 т. Стоит ли говорить, что в качестве контрабандных судов быстроходные клипера оказались как нельзя более кстати. Именно в их трюмах в Китай ввозили запретный товар, а в Америку и Европу вывозили шелк, фарфор, пряности, серебро и, главное, чай. Невзирая на абсолютную нелегальность торговли опиумом, она получила негласную поддержку Британского правительства, чьи колониальные устремления переплетались с желанием достичь положительного торгового баланса с Китаем. Миллионы китайцев расплатились за это «желание» тем, что были вовлечены в потребление наркотика. В итоге торговля опиумом привела к двум «опиумным» войнам, упадку могущества Китайской империи, временной оккупации страны и длительной внутренней смуте.


История, Клипер, Парусник, Парусное судно, Парусный корабль, Самый быстрый парусник, Чайные гонки, Чайный клипер,
Редкое фото: клипер в открытом океане под всеми парусами.

История, Клипер, Парусник, Парусное судно, Парусный корабль, Самый быстрый парусник, Чайные гонки, Чайный клипер,
Строили клипера и для русского Императорского флота. На фото: парусно-винтовой клипер "Стрелок" на стапелях. 1879 год.




Чайные гонки.

В то время как в Китае полыхали опиумные войны и смута сотрясала самые основы китайского общества, жизнь Старого света текла своим чередом. Среди английских аристократов викторианской эпохи считалось очень престижным пить свежий китайский чай первого сбора в сезоне. Перевозимый на старых медлительных парусных судах, он иногда находился в пути по 6 и более месяцев, покрываясь плесенью и пропитываясь запахами трюма. От волшебного аромата молодых чайных листьев зачастую не оставалось и следа. Не желая мириться с таким положением вещей англичане сначала фрахтовали американские клипера, доставлявшие груз за 3-4 месяца, а затем стали строить собственные. К 1859 году сложилась ситуация, когда богатые люди были готовы платить за скорость. Британские магнаты стали учреждать денежные премии для тех судовладельцев, которые первыми доставляли в Англию чай нового урожая. Это давало последним стимул совершенствовать свои корабли и послужило началом небывалых состязаний, проводившихся ежегодно с 1859 по 1873 год, и вошедших в историю парусного флота под названием чайных гонок. В этих гонках принимали участие самые знающие капитаны, самые опытные команды и самые скоростные парусники Британских островов, являвшиеся воплощением вершин конструкторской мысли. Их гидродинамика стала лучше, а площадь парусов больше чем у клиперов более ранней постройки. Обтекаемые формы корпуса с зауженным носом и плавными обводами кормы придавали им отличные мореходные качества и позволяли медленно двигаться даже при самом слабом ветре. В целом, искусство управления такими судами заключалось в том, чтобы выжимать из них максимальную скорость на протяжении всего плавания, при любых погодных условиях — ветер не ждали, его искали. Обычно клипера стартовали в Шанхае, затем, миновав Индийский океан, огибали мыс Доброй Надежды, пересекали Атлантику и финишировали в Лондоне. Это был долгий и опасный путь длиной 16000 миль, который клипера «пробегали» в среднем за 90 — 100 суток. Лучшие же результаты составляли около 80 суток. По всей Англии люди с большим интересом следили за результатами гонок и ставили огромные деньги на их участников. На каждой такой гонке можно было сделать или потерять целое состояние и каждый британский судовладелец жаждал победы в этом престижном состязании.


История, Клипер, Парусник, Парусное судно, Парусный корабль, Самый быстрый парусник, Чайные гонки, Чайный клипер,
Маршрут "Чайных гонок".



Начало конца.

В британском обществе еще кипели страсти вокруг чайных гонок, а гордые красавцы клипера еще находились на вершине своей славы, но их короткий век, увы, уже безвозвратно уходил в прошлое. Эпоха пара пришла на смену эпохе паруса. Поначалу конструкция пароходов была настолько несовершенна, что никто не рассматривал это новое чудо техники в качестве серьезного конкурента парусникам. До 60-х гг. XIX в., даже на пароходах с усовершенствованными машинами двойного расширения, расход топлива составлял 1,3 — 1,4 кг/ч на 1 л. с. мощности двигателя. А это значило, что выходивший в рейс протяженностью 4000 миль пароход, с машиной мощностью 3000 л. с. обеспечивавшей среднюю рейсовую скорость 14 узлов, должен был принять на борт около 1200 т угля! Поэтому на ранних пароходах вес принимаемого запаса топлива был лишь немногим меньше полезной грузоподъемности. Казалось бы все преимущества на стороне парусных кораблей обладавших достаточной скоростью и водоизмещением, но главное — не требовавших топлива. Однако технический прогресс не стоял на месте, паровые машины совершенствовались, становились мощней и, одновременно, экономичней. Напрасно владельцы клиперов уповали на то, что кочегаров на дальних маршрутах скосит адская жара, а котлы взорвутся от непосильной нагрузки. В 1863 г. пароход «Роберт Лоу» доставил из Ханькоу в Лондон груз, большей частью которого был чай. В 1867 г. «Агамемнон» преодолел путь из Ливерпуля до Шанхая за 80, а обратно — за 86 суток. В том же году к нему присоединились пароходы «Аякс» и «Ахилл». Очередной удар парусникам был нанесен в 1869 году, после завершения строительства Суэцкого канала, который на 3000 миль сократил путь на Восток пароходам. Парусные корабли не могли воспользоваться этим преимуществом, поскольку канал был слишком узок, чтобы они могли ходить по нему галсами (маневрировать), т.е. двигаться против ветра. Пока клипера спасало то, что оставалось еще немало знатоков, которые утверждали, будто бы чай теряет свои вкусовые свойства в железных трюмах пароходов, под воздействием испарений и дыма из кочегарки начинает пахнуть антрацитом и трюмной водой.


История, Клипер, Парусник, Парусное судно, Парусный корабль, Самый быстрый парусник, Чайные гонки, Чайный клипер,
"Балтия" - один из первых американских океанских пароходов. Построен в 1850 году.

История, Клипер, Парусник, Парусное судно, Парусный корабль, Самый быстрый парусник, Чайные гонки, Чайный клипер,
Маршрут "Шерстяных" линий.




Закат славной эпохи.

Однако в 1871 г. истинные авторитеты на официальной пробе не смогли отличить чай доставленный клиперами, от чая, привезенного пароходами. В результате стоимость фрахта для клиперов, учитывая большую продолжительность их рейсов, стала ниже чем для пароходов. Пароходы оказались более рентабельными еще и потому, что ходили в Китай не раз в году, как парусники, а два-три раза и, главное, делали это, в отличие от парусников, по регулярному расписанию. Клипера еще носились по океанам обгоняя друг друга, но дальновидных торговцев это уже не интересовало. Им гораздо важнее было заранее точно знать, когда прибудет их груз или когда именно корабль встанет под погрузку. Несколько дольше клипера продержались на «шерстяных» линиях, доставляя шерсть из Австралии а Англию, но и здесь их постепенно стали вытеснять пароходы. С течением времени «гончие псы океана» становились все более убыточными для своих владельцев. Чтобы «выжить» приходилось браться за перевозку любых грузов, вплоть до перевозки угля. Новые клипера больше не строили, а действующие переоборудовали в пассажирские яхты или учебные суда и выводили из состава торгового флота. Так закончилась славная эпоха скороходов моря. Сегодня их названия: «Ариэль», «Сэр Ланселот», «Титания», «Фермопилы» - стали легендой, а сами они лежат на дне океана. Единственный сохранившийся до наших дней клипер — «Катти Сарк» стоит в сухом доке в Гринвиче. И все же... стоит только прикрыть глаза и напрячь воображение, как перед мысленным взором вновь возникают трех и четырехмачтовые красавцы, одетые белоснежной парусиной от фальшборта до клотиков, с тихим шелестом «стригущие» острыми форштевнями верхушки океанских волн.



История, Клипер, Парусник, Парусное судно, Парусный корабль, Самый быстрый парусник, Чайные гонки, Чайный клипер,
На фото: Легендарный клипер "Катти Сарк" (скотс: «Cutty Sark» — «Короткая рубашка») на "вечной" стоянке в сухом доке Гринвича (Англия). Спроектирован Геркулесом Линтоном, построен и спущен на воду 23 ноября 1869 года. Несмотря на все связанные с судном суеверия, ему досталась самая счастливая судьба из всех чайных клиперов. Оно не утонуло, не пропало в море, не было разобрано, а сохранилось и превратилось в морской музей, пользующийся широкой популярностью среди туристов. Правда, судно серьёзно пострадало во время пожара 21 мая 2007 года. Повторное открытие после реставрации состоялось в апреле 2012 года.


История, Клипер, Парусник, Парусное судно, Парусный корабль, Самый быстрый парусник, Чайные гонки, Чайный клипер,
На фото: носовая фигура клипера "Катти Сарк", изображающая полуобнаженную шотландскую ведьму Нэн "Короткую рубашку",  образ которой был увековечен Робертом Бёрнсом в поэме «Тэм О’Шентер» (скотс: «Tam O’Shanter»). Согласно преданию, прелестница ведьма приснилась  будущему владельцу клипера Джону Уиллису, и сначала он хотел назвать судно ее именем: "Нэнни". Но моряки — народ суеверный (особенно в XIX веке), и на корабль, носящий имя ведьмы, невозможно было бы набрать экипаж. Тогда и пришла Уиллису в голову идея названия, которое бы и не отпугивало суеверных, и, одновременно, соответствовало его желанию. Что же касается самой носовой скульптуры, то она должна была приносить кораблю удачу, поскольку согласно морским поверьям, фигура обнаженной женщины успокаивала штормы и ураганы.



Автор текста: © Джамбулат Аутлев

Видео в тему:
Конструкция клипера на примере "Катти Сарк" (моделирование). Часть 1.


Конструкция клипера на примере "Катти Сарк" (моделирование). Часть 2.


 Конструкция клипера на примере "Катти Сарк" (моделирование). Часть 3.


Понравилась статья? Добавьте ее в закладки социальных сетей и поделитесь с друзьями. Кнопки социальных сетей внизу.

2 комментария:

  1. Не стригущие, а режущие волны (музыкальный клип не настрижка, а нарезка)
    "«стригущими» верхушки волн обводами корпуса" Вы в парикмахерской были? Как стригут "волны шевелюры" видели?
    И не клиперА, а клиперЫ.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Толковый словарь русского языка Под ред. Д. Н. Ушакова

      КЛИПЕР - клипера, малый; мужской род (гол. klipper) (мор.). Быстроходный трехмачтовый парусный корабль.

      Орфографический словарь под ред. проф. Лопатина

      клипер - кли́пер -- кли́пер, -а, множественное число -`а, -о́в и -ы, -ов

      Удалить

Мы в Pinterest. Присоединяйтесь! Лучшие фото и иллюстрации здесь.