Translate

© Бивак. Полное копирование материалов запрещено. При цитировании - активная индексируемая ссылка на блог. 18+

2015/03/28

Картина "Княжна Тараканова" - правда художника К. Флавицкого.

История, Картина княжна Тараканова, Княжна Тараканова, Княжна Тараканова картина, Монахиня Досифея, Самозванка,Эту поразительную историю мне рассказал отпрыск старинного рода, потомственный дворянин Ромуальд Борисович Де-Витт. Самому же Ромуальду Борисовичу её, незадолго до смерти, поведала дальняя родственница, Людмила Всеволодовна Всеволожская (урожденная Тяжелова), в семье которой она передавалась из поколения в поколение, как фамильная тайна, изначально не предназначавшаяся для посторонних ушей.





Но обо всём по порядку. Прежде чем перейти к рассказу Ромуальда Де-Витта, вспомним одну из самых загадочных личностей в анналах России — княжну Тараканову. Споры исследователей, историков и писателей о том, кем же на самом деле была эта женщина, не утихают по сей день, обрастают всевозможными выдумками и небылицами, вызывают всё новые и новые вопросы. Среди многочисленных версий, возникавших в разное время, выделим две наиболее живучих и распространенных, поскольку большинство остальных в той или иной степени являются лишь их вариациями. Итак:

Версия первая: самозванка.

Появилась непосредственно с подачи императрицы Екатерины II и на протяжении многих лет активно поддерживалась и распространялась на государственном уровне. На сегодняшний день фактически является официально принятой в научных кругах. Согласно этой версии, княжна Тараканова, именовавшаяся также госпожой Франк, госпожой Шолль, графиней Пиннеберг, Али Эметти, принцессой Елизаветой, Азовской принцессой, княжной Елизаветой Володимирской (фр. princesse de Voldomir) и, наконец, царицей Елизаветой, не кто иная, как… Неизвестная, выдававшая себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны Романовой и Алексея Григорьевича Разумовского, которая появилась на европейской политической сцене не без участия враждебных Российской империи внешних сил. По замыслу последних, должна была своим появлением дестабилизировать обстановку в стране, а при благоприятном стечении обстоятельств — занять российский трон. Заявила о своих притязаниях на престол в 1774 году и некоторое время открыто поддерживалась сторонниками Барской конфедерации (конфедерация польской шляхты, созданная в 1768 году в крепости Бар, в Подолии, для защиты внешней и внутренней независимости Речи Посполитой от притязаний России и её ставленника короля Станислава II Понятовского, желавшего ограничить власть магнатов). По приказу Екатерины II в мае 1775 года была обманом доставлена из Ливорно на русский военный корабль Алексеем Орловым, арестована и привезена в Петербург. На следствии не признала своей вины и не раскрыла тайны своего происхождения. Умерла в заключении в Петропавловской крепости от чахотки 4 декабря 1775 года. 

Одним из основных доказательств своей правоты сторонники названной версии считают хорошо известное событие 1742 года, когда тридцатитрёхлетняя Елизавета Петровна, желая закрепить трон по линии своего отца Петра I, во время торжеств по случаю собственной коронации объявила наследником российского престола племянника (сына безвременно скончавшейся старшей сестры Анны Петровны) Карла Петера Ульриха Гольштейн-Готторпского, более известного в русской истории как Петр III. Из чего делается безоговорочный вывод о бездетности самой императрицы. Этот вывод подкрепляется и трудами некоторых историков. Так, например, польский исследователь К. Валишевский, опираясь на некие медицинские свидетельства той эпохи, писал: «Ещё смолоду цесаревна страдала „немочью“ по женской части, что делало её неспособной зачать и родить ребенка». Однако давайте задумаемся, так ли всё однозначно? С одной стороны, хорошо известно, что Елизавета Петровна отличалась весьма своевольным характером, правила независимо и самостоятельно и, возможно, сознательно не желала вступать в законный брак, поскольку главенствующее положение в этом случае мог занять её новый супруг, одновременно с женитьбой приобретавший титул и все права российского императора. А ведь только в таком браке она могла бы иметь законнорождённое потомство, получавшее право наследовать российский престол (именно поэтому преемником и был назван Петр III).С другой — история человечества знает немало примеров, когда женщины долгое время неспособные зачать ребенка, затем, будучи в уже достаточно зрелом возрасте, неожиданно рожали одного, а то и нескольких вполне здоровых детей.


История, Картина княжна Тараканова, Княжна Тараканова, Княжна Тараканова картина, Монахиня Досифея, Самозванка,
Российская императрица Елизавета Петровна Романова (1709–1761).

История, Картина княжна Тараканова, Княжна Тараканова, Княжна Тараканова картина, Монахиня Досифея, Самозванка,
Граф Алексей Григорьевич Разумовский (1709–1771) - морганатический супруг императрицы Елизаветы Петровны.


  

Версия вторая: две женщины.

В соответствии с этой версией в российской истории были две совершенно разные женщины, жившие примерно в одно и то же время: упоминавшаяся ранее самозванка, о судьбе которой вплоть до официальной даты смерти в 1775 году имеется некоторая, хотя и противоречивая информация, и истинная дочь императрицы Елизаветы, о первой половине жизни которой (до 40 лет) неизвестно почти ничего, а вторая её половина напоминает сюжет знаменитой французской «железной маски», поскольку связана с постригом и заточением в Ивановском женском монастыре под именем монахини Досифеи. Нельзя не отметить, что уверенность приверженцев данной версии в том, что монахиня Досифея и была настоящей дочерью Елизаветы Петровны Романовой и Алексея Григорьевича Разумовского основывается хотя и на косвенных, но весьма убедительных фактах:

Будущую монахиню доставили в Ивановский женский монастырь в 1785 году под конвоем, с соблюдением строжайших мер секретности, по личному тайному указу Екатерины II и при жизни последней содержали в полной изоляции от внешнего мира. Лицо её долгие годы разрешено было видеть только игуменье, келейнице, монастырскому священнику и его причетнику.

Светское имя таинственной монахини в документах монастыря не значилось, то есть фактически её вообще не было в списках живых. Однако на её содержание из петербургского казначейства регулярно приходили значительные суммы денег, дополняемые щедрыми пожертвованиями «от неизвестных лиц».

После смерти Екатерины режим содержания узницы несколько смягчили. Тем не менее, стен монастыря она никогда не покидала и принимала лишь редких посетителей. Среди навещавших её был митрополит Московский Платон (!) и представители знатных московских семейств, предпочитавшие не афишировать свои визиты.

По рассказам очевидцев, Досифея до самой своей смерти хранила медальон с портретом императрицы Елизаветы Петровны, а также какие-то бумаги, которые она, после долгого колебания, сожгла. При этом, на протяжении всего пребывания в монастыре, инокиня при каждом стуке в дверь сильно бледнела, по-видимому, опасаясь за свою жизнь.

Когда Досифея умерла, на её похороны явился в полном мундире генерал-фельдмаршал Иван Васильевич Гудович, женатый на графине Прасковье Кирилловне Разумовской (дочери Кирилла Григорьевича Разумовского и Екатерины Ивановны Нарышкиной), которая,
если принять на веру августейшее происхождение Досифеи, приходилась ей двоюродной сестрой.

Монахиню Досифею похоронили не в Ивановском монастыре, в котором она провела все последние годы, а в усыпальнице бояр Романовых, расположенной в Новоспасском монастыре. 


История, Картина княжна Тараканова, Княжна Тараканова, Княжна Тараканова картина, Монахиня Досифея, Самозванка,
Единственный прижизненный портрет Досифеи, написанный в XVIII веке. Подлинник был утрачен, поэтому изображение, которое мы знаем, воспроизводится по копии, опубликованной в издании «Русские портреты», том IV, 1908 год. Поражает портретное сходство монахини с императрицей Елизаветой Петровной.

 
История, Картина княжна Тараканова, Княжна Тараканова, Княжна Тараканова картина, Монахиня Досифея, Самозванка,
Ивановский женский монастырь в Москве — место заточения княжны Таракановой, во иноцех Досифеи.





Рассказ Де-Витта.

В настоящее время обе вышеназванных версии имеют своих противников и сторонников и, как мы видим, опираются на более или менее достоверные факты, но не подкреплены прямыми свидетельствами непосредственных участников тех событий из числа лиц, которые могли знать и наверняка знали правду! Вероятно, истина так и осталась бы скрытой завесой заблуждений и лжи, если бы не его величество случай. Одним из дождливых декабрьских вечеров 2013 года мне довелось познакомиться с Ромуальдом Борисовичем Де-Виттом, который в разговоре, совершенно не относящемся к теме нашего сегодняшнего повествования, случайно обмолвился, будто он является дальним родственником… княжны Таракановой! Увидев мой ошеломлённый и недоверчивый взгляд, Ромуальд Борисович пояснил, что уже много лет занимается изучением истории своего рода: собирает архивные материалы, читает историческую литературу, ищет родственников и переписывается с ними. В ходе этой переписки он познакомился с Людмилой Всеволодовной Всеволожской, приходившейся ему роднёй по линии графов Разумовских, которая и поделилась с ним фамильным секретом. В частности, она рассказала, что согласно семейному преданию, спустя четыре года после того, как императрица Елизавета Петровна в 1742 году сочеталась морганатическим (законным, но неравным) браком с Алексеем Разумовским, у них действительно родилась дочь! Девочку назвали Августой (намек на августейшее роисхождение?) Тимофеевной (Алексеевной) Умской (Разумовской) и в раннем возрасте передали на воспитание родственникам Алексея Разумовского – Дараганам (за казака Дарагана была выдана одна из его сестёр — Вера). В придворных кругах фамилию Дараган переиначили на русский манер в Дарагановых, а потом и вовсе в Таракановых! Соответственно, эта фамилия закрепилась не только за племянниками Алексея Разумовского, но и за его родной дочерью, которая некоторое время воспитывалась в доме Дараганов, а затем была вывезена ими за границу. Так в русской истории появилась княжна Тараканова, которая первую половину жизни провела на чужбине, а вторую — в Ивановском женском монастыре! Более того, согласно утверждению Всеволожской, никакой самозванки никогда не было по той простой причине, что «самозванная» княжна Тараканова и монахиня Досифея — это одно и то же лицо!


История, Картина княжна Тараканова, Княжна Тараканова, Княжна Тараканова картина, Монахиня Досифея, Самозванка,
Отпрыск старинного рода, потомственный дворянин, родственник царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной, царя Петра I, императрицы Елизаветы Петровны Романовой и… княжны Таракановой (принцессы Елизаветы) - Ромуальд Борисович Де-Витт.

История, Картина княжна Тараканова, Княжна Тараканова, Княжна Тараканова картина, Монахиня Досифея, Самозванка,
Генеалогическое древо, наглядно демонстрирующее прямые родственные связи Ромуальда Де-Витта и Людмилы Всеволожской, с людьми доподлинно знавшими тайну рождения, жизни и смерти княжны Таракановой — Екатериной Ивановной Нарышкиной и Кириллом Григорьевичем Разумовским.




Забытая правда?
Нужно сказать, что при всей кажущейся сенсационности, факты, изложенные Всеволожской, находят своё подтверждение в полузабытых свидетельствах екатерининской и постекатерининской эпох. Естественно, придавая огромное значение «делу Таракановой», Екатерина позаботилась о том, чтобы тщательно спрятать «концы в воду» (что само по себе уже даёт ответ на вопрос «а был ли мальчик»). Тем не менее, кое-какие сведения всё же сохранились. Так, например, известно, что маркиз де Верак, бывший послом Франции в России с июля 1780 до ноября 1783 года, по поручению короля Людовика XVI провёл собственное расследование по делу «Самозванки» и пришёл к выводу, что «она действительно была дочерью Елизаветы и Разумовского». О чём немедленно сообщил в депеше, хранящейся ныне в архивах Французского министерства иностранных дел. Известно также, что Алексей Орлов, по-своему любивший княжну Тараканову (принцессу Елизавету), но предавший её ради милостей императрицы, объезжал Ивановский монастырь за версту с тех самых пор, как там появилась монахиня Досифея, так как был убеждён, что это и есть обманутая им женщина, что слухи о её смерти — ложь, специально распространяемая Екатериной, и панически боялся встречи со своей возлюбленной. История с Орловым подкрепляется рассказом самой Досифеи (!), опубликованном в 1865 году газетой «Современная летопись» по воспоминаниям Гликерии Ивановны Головиной, ещё девочкой обучавшейся в Ивановском монастыре и тесно общавшейся с инокиней. В нем фигурирует и мирское имя затворницы — Августа, и её жизнь за границей, и осмотр русского корабля (!), и пленение (!), и свобода (!), которую она обрела через некоторое время благодаря добрым людям, распустившим слух, будто она утонула (!), и скитания по России (!) и, наконец, последнее прибежище — монастырь.

Совершенно иначе в таком контексте выглядит и казус со знаменитой картиной К. Флавицкого «Княжна Тараканова», написанной в 1864 году и выставлявшейся в Петербурге, Москве и на Всемирной выставке в Париже. Как известно, её автора до сих пор обвиняют в исторической недостоверности, ведь по документам княжна умерла в 1775 году, а наводнение, вечный страх узников Петропавловки, произошло в 1777 году, и художник не мог не знать об этом. Выходит, он просто... Знал правду. Но какова же она, эта правда? Получается, что после ареста и следствия дочь Елизаветы не умерла в Петропавловской крепости, а во время наводнения, воспользовавшись паникой и неразберихой, с чьей-то помощью бежала из темницы, после чего Екатерине, вероятно, доложили, что она утонула. Затем, скрываясь, княжна 8 лет скиталась по России и жила подаянием. В конце концов, в поисках приюта вынужденно открылась игуменье одного из монастырей. Та, очевидно, сообщила об этом куда следует и судьба несчастной решилась окончательно – по некоторым сведениям она имела тайную встречу с императрицей, после которой была пострижена в монахини и до конца жизни оставалась в Ивановской обители под именем монахини Досифеи. Пережила Екатерину II на 14 лет и умерла в 1810 году, в возрасте 64 лет. 


История, Картина княжна Тараканова, Княжна Тараканова, Княжна Тараканова картина, Монахиня Досифея, Самозванка,
Скандально известная в XIX в. картина Константина Флавицкого «Княжна Тараканова»: юная красавица, вжавшись в стену каземата, стоит на тюремной постели, пытаясь спастись от наводнения... Её сюжет до сих пор считают исторической фальсификацией. С фактами в руках мы попытались опровергнуть данное заблуждение. 



Родная кровь, или маленькая сенсация?
Ознакомившись с данной статьей, искушённый читатель наверняка задастся вопросом — ну и что же здесь нового и неизвестного? Ведь все изложенные Всеволожской и Де-Виттом факты так или иначе описаны и опубликованы различными авторами. Да, это так. Вот только не стоит забывать, что до сего дня все эти факты были лишь полузабытой версией, существовавшей наряду с другими версиями. В нашем же случае речь идёт о свидетельствах людей, чья родословная напрямую восходит к тем, кто действительно был посвящён в тайну рождения, жизни и смерти княжны Таракановой: родному брату Алексея Разумовского Кириллу Григорьевичу Разумовскому и троюродной сестре императрицы Елизаветы Петровны Екатерине Ивановне Нарышкиной. И если верить словам Ромуальда Борисовича (а не доверять им у меня нет оснований, поскольку его родословная прошла проверку и подтверждена Дипломом № 1831 от 16 ноября 1999 г., выданным Союзом потомков российского дворянства — Российским дворянским собранием, скреплённым подписями князя Андрея Кирилловича Голицына и графа Николая Николаевича Бобринского), то выходит, что я наяву беседовал с человеком, связанным кровным родством не только с такими монаршими особами дома Романовых, как царица Наталья Кирилловна Нарышкина, царь Петр I и императрица Елизавета Петровна, но и с той самой княжной Таракановой (а вернее принцессой Елизаветой), над разгадкой тайны которой уже более двух столетий бьются отечественные и зарубежные исследователи, историки и писатели! Что же, возможно, теперь, благодаря Ромуальду Де-Витту, в их спорах наконец будет поставлена точка?


История, Картина княжна Тараканова, Княжна Тараканова, Княжна Тараканова картина, Монахиня Досифея, Самозванка,
Граф Кирилл Григорьевич Разумовский (1728–1803) — родной брат Алексея Григорьевича Разумовского.

История, Картина княжна Тараканова, Княжна Тараканова, Княжна Тараканова картина, Монахиня Досифея, Самозванка,
Графиня Екатерина Ивановна Разумовская, в девичестве Нарышкина (1729—1771) — супруга Кирилла Григорьевича Разумовского и троюродная сестра императрицы Елизаветы Петровны Романовой.




 P.S.

«Блестящая эпоха» правления Екатерины II скрывает множество мрачных секретов, в числе которых и выдаваемое за естественную смерть убийство императора Петра III, и заговор Мировича, повлекший гибель другого законного престолонаследника - Иоанна Антоновича, и, наконец, тайна княжны Таракановой (возможно, Вам будут интересны статьи: "Библия: Исход евреев из Египта - подлинная история" и "Автор Библии египетский писец Ор?"). Согласно свидетельству Людмилы Всеволожской, дочь Елизаветы умудрились символически убить дважды: первый раз — заточив "самозванкой" в Петропавловскую крепость, и официально объявив о её смерти, а второй — проведя над ней обряд пострижения и превратив в монахиню Досифею. Тем не менее, в соответствии с официально принятой ныне версией, к первым двум смертям Екатерина вообще не имела никакого отношения, а Тараканова была всего лишь "самозванкой", заслужившей свою участь. Получается, залётной птичке Фике, узурпировавшей власть в России, просто несказанно повезло, что во время её царствования чудесным образом оборвались сразу несколько законных династических линий дома Романовых… Но есть и высший суд — зло, сотворённое однажды, обязательно возвращается к сотворившему его. Как известно, всемогущую императрицу хватил удар в собственном клозете, на древнем троне польских королей, цинично превращённом худородной Ангальт-Цербстской принцессой в туалетный стульчак, и её агония была долгой и мучительной, а её единственный наследник — Павел, пал жертвой дворцового переворота, руку к которому, по мнению ряда исследователей, приложил его собственный сын. Воистину: «Мне отмщение, и аз воздам».


История, Картина княжна Тараканова, Княжна Тараканова, Княжна Тараканова картина, Монахиня Досифея, Самозванка,
Императрица всероссийская Екатерина II Алексеевна Великая, урожденная София Августа Фредерика, принцесса Ангальт Цербсткая. (1729 - 1796).


 Автор текста: © Джамбулат Аутлев 

Видео в тему: "Искатели" - "Две смерти княжны Таракановой".



Р.Р.S
Эта статья была написана и опубликована в 2014 году. Автор статьи и авторы фильма проводили свои исследования абсолютно параллельно и независимо друг от друга, но пришли к одинаковым выводам.  

Понравилась статья? Добавьте ее в закладки социальных сетей и поделитесь с друзьями. Кнопки социальных сетей внизу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Мы в Pinterest. Присоединяйтесь! Лучшие фото и иллюстрации здесь.