Translate

2015/06/15

Запорожские, донские, кубанские казаки характерники. Вымысел или реальность?

Иван Сирко, История, Казаки характерники, Пластуны, Характерники, Запорожские казаки, Донские казаки, Кубанские казакиПредания, дошедшие до нас со стародавних времен, сохранили память о казаках характерниках - загадочных воинах, знахарях и ведунах, обладавших сверхъестественными способностями. Говаривали, будто могли они врачевать болезни и раны, наводить на врагов мороку и порчу, мгновенно перемещаться в пространстве, отыскивать клады, заговаривать пули, превращаться в волков, «в речки переливаться, на двенадцати языках сердито разговаривать, из воды сухими, а из огня мокрыми выходить» и многое, многое другое.


Лыцари-чародеи. 
Слово «характерник» произошло от греческого character - отличительная черта, и обозначало человека, наделенного необычными, магическими качествами, благодаря которым он резко выделялся в казачьей среде. Запорожских казаков-чародеев нередко именовали также «галдовниками» (от украинского «галдовать» - колдовать) или «химородниками» («заморочниками»), потому как умели они напускать «морок» (туман, виденье). Первые письменные упоминания о характерниках встречаются уже в летописях второй половины XVI века. Так, в частности, в описании битвы запорожцев под предводительством кошевого атамана Ивана Подковы с войском молдавского господаря под Яссами в 1577 г., есть упоминание о казаке, якобы умевшем заговаривать пули и делавшим их безвредными не только для себя лично, но и для всего своего отряда. Однако большинство сказаний о характерниках, к сожалению, было записано исследователями лишь в XIX веке (когда не было уже ни Запорожской Сечи, ни самих запорожцев), в основном со слов украинских поселян не являвшихся очевидцами событий и нередко приукрашивавших свои рассказы так, что трудно было понять где правда, а где вымысел. Скудность подлинных исторических данных свидетельствует о том, что характерники представляли собой далеко не массовое явление - «избранными» были лишь единицы, но слава их была такова, что передавалась из уст в уста, из поколения в поколение. Чего только не рассказывали в народе про запорожских галдовников! Будто способны они ловить полами кафтана пушечные ядра, нарисовать на стене лодку и уплыть на ней, нырнуть в кухоль воды и вынырнуть где-нибудь в море, бросить войлок на воду и на нем переправиться через реку, словно на плоту и т.п (подробней о рыцарских обычаях запорожских козаков: "Лыцари". Запорожские козаки и их рыцарский кодекс).


Иван Сирко, История, Казаки характерники, Пластуны, Характерники, Запорожские казаки, Донские казаки, Кубанские казаки
Легендарный характерник - Казак Мамай (укр.Козак Мамай). Его образ —один из самых популярных на Украине образов козака-лыцаря, которого называют космогоническим олицетворением украинского народа в целом. Впервые возникает в народном украинском кукольном театре, так называемом вертепе. Картины с образом Козака Мамая появляются с середины XVIII века. Символ стал настолько популярным и метким глубинным образом в народе, что даже конкурировал с иконами. Что характерно, Мамая почти всегда изображают играющим на кобзе - разновидности украинской лютни, поскольку игра на музыкальных инструментах была неотъемлемой частью рыцарских традиций казаков (как, впрочем, и многих других народов - подробней об этом в статье: Адыгэ Хабзэ и кодекс бусидо, японские самураи и черкесские уорки).

Иван Сирко, История, Казаки характерники, Пластуны, Характерники, Запорожские казаки, Донские казаки, Кубанские казаки
Памятник казаку Мамаю на майдане Незалежности (площади Независимости) в Киеве.



Пластуны и гулёбщики.  
После разгрома Запорожской Сечи Екатериной Великой в 1775 г., отдельные традиции характерничества возродились на Кубани, поскольку именно запорожцы сыграли ведущую роль в формировании Черноморского, а затем и Кубанского казачьего войска. Особенно ярко эти традиции проявились в боевой деятельности пластунов во время Кавказской, Крымской, Русско-турецкой и Первой мировой войн. Судя по всему, встречались характерники и среди донских казаков. По сведениям собранным историком конца XIX в. В.А. Потто, то были наездники одиночки, промышлявшие охотой и набегами, превыше всего ценившие волю и воинскую славу, искавшие себе достойных противников и «умевшие подчас заговорить и свое и вражеское оружие». Даже в самой казачьей среде их считали людьми отпетыми, мало приспособленными к семейной жизни и мирному труду – одним словом гулёбщиками. И это неудивительно. Самым страшным врагом для характерника были отнюдь не татары, турки или горцы, а… плотская  любовь к женщине. Поговорка «потерял голову от любви» имела для них буквальный смысл. Считалось, что женщина забирает у воина его силу и магическую энергию, необходимую в бою. Поэтому, вступая на путь характерника, казак символически венчался с «единственной невестой и женой» — свободой. То же было и в Запорожье – посмевший провести на Сечь женщину, рисковал потерять голову в прямом смысле этого слова (впрочем, это не мешало запорожцам иметь подруг и даже семьи в приднепровских селах). В числе последних настоящих старых характерников Тихого Дона, доживавших свой век в 70-х гг. XVIII столетия, Потто называл Ивана Матвеевича Краснощекова и казака Баклана, родного деда генерала Я. П. Бакланова, впоследствии прославившегося своей отвагой при покорении Северо-Восточного Кавказа (Кавказская война - кратко причины, итоги, последствия).


Иван Сирко, История, Казаки характерники, Пластуны, Характерники, Запорожские казаки, Донские казаки, Кубанские казаки
Кубанские казаки. Фото XIX века.

Иван Сирко, История, Казаки характерники, Пластуны, Характерники, Запорожские казаки, Донские казаки, Кубанские казаки
Кубанские казаки-пластуны, отличившиеся при защите Севастополя (1854 - 1855 гг.). Фотография сделана кубанским историком-краеведом Е.Д. Фелициным.

Иван Сирко, История, Казаки характерники, Пластуны, Характерники, Запорожские казаки, Донские казаки, Кубанские казаки
Царь Николай II и казаки пластуны. Первая мировая война, 1915 год.

Иван Сирко, История, Казаки характерники, Пластуны, Характерники, Запорожские казаки, Донские казаки, Кубанские казаки
"Проводы на Сечь". Художник А. Г. Сластион.

Иван Сирко, История, Казаки характерники, Пластуны, Характерники, Запорожские казаки, Донские казаки, Кубанские казаки
Генерал Я.П. Бакланов (1809-1873) в 1873 году -  внук последнего донского казака-характетника Баклана.


Ни огнем, ни булатом.  

Наиболее известные черты характерников – «убийственный» взгляд, от которого человек мог умереть и, одновременно, их неуязвимость для пуль и холодного оружия противника. Устные народные предания о запорожских казаках нередко содержат такие свидетельства: «А як вийдуть на вiйну, то iх б`ють кулями, а вони собiй байдуже: пазухи порозставляють i збирають туди кулi. «Та ну бий!» - кричить кошовий хлопцевi, а сам i без пiстоля i без рушницi стоiть. «Пiдожди, батьку, наберу куль та тодi i пострiляю» (возможно вам будет интересна статья Балачка кубанская, донская, горская - исчезающий казачий язык). Любопытно то, что при всей кажущейся неправдоподобности, подобные свидетельства упорно возникали в казачьей среде и в дальнейшем, уже на совершенно иной исторической почве. Писатель Юрий Сергеев, ссылаясь на рассказы стариков-станичников, являвшихся очевидцами событий, писал о двадцатипятилетнем казачьем полковнике Васищеве, который в 1920 году с 54 терскими казаками отбил у красных станицу Наурскую. "После боя вся черкеска Васищева была в дырках от пуль. На людной станичной площади он соскочил с коня, расстегнул пояс и встряхнул одежду - пули посыпались к его ногам". Опираясь на те же источники, писатель живописал игру, бытовавшую в дореволюционное время у казаков, которая называлась «Капусту рубить». Суть этой игры заключалась в том, что трое казаков выезжали в степь. Один из них спешивался, снимал портупею, и, оставшись в гимнастерке, входил в определенное «состояние», а двое других поначалу гладили его шашками, а затем... рубили. Гимнастерка распадалась на полосы, но на теле оставались лишь красные рубцы, как от ударов кнутом. Существовал и другой вариант такой игры, называвшийся «Играть в зайца». Вызвавшийся играть роль «Зайца» слезал с коня и отбегал метров на тридцать-сорок, а двое его товарищей стреляли по нему из карабинов. «Заяц» в это время бегал и делал все возможное, чтобы его приятели промахнулись. После того, как стрелки делали в «зайца» по пять выстрелов, они подъезжали к нему, спешивались и все трое тщательно считали дырки на гимнастерке. Если до десяти не хватало хоть одной, «Заяц» с укоризной изрекал: «Ох, братцы, стреляете вы плохо...».


Иван Сирко, История, Казаки характерники, Пластуны, Характерники, Запорожские казаки, Донские казаки, Кубанские казаки
"Запорожцы пишут письмо турецкому султану". Художник И.Е. Репин, 1891 год.

Иван Сирко, История, Казаки характерники, Пластуны, Характерники, Запорожские казаки, Донские казаки, Кубанские казаки
Терские казаки. Фото начала XX века.

Массовый гипноз.  

Кроме того, молва приписывала характерникам умение при помощи колдовских чар наводить на врага «омману», или «морок». Одна из легенд подобного рода повествует о битве турок с русским войском, на помощь которому приходит запорожский галдовник: «Запорожець пiдняв руки i пiймав ядро. «Ось бач, каже, який гостинець! Ну, теперь, каже, глянь на острiв: шо там?». Глянув царь, а турок сам себе руба, сам на себе пiдняв руку i пiшов потоптом. Пiднялась велика курява, а потiм стихло. «Дивись теперь» - каже запорожець. Глянув царь, аж нема нi одного живого турка, порубали самi себе...». Напрямую с этим их умением связано и другое, не менее удивительное - способность навевать видения отличные от реальности: «Там запорожцi бились з татарами... Як iх сила, то вони покладуть усiх до одного, нi одного не випустять. А як несила, то вони зроблять або рiчку, або лiс, такий лiс, що його нi пройти, нi проiхати. Та тодi тi - татарва, то що наткнуться, подивляться, а воно рiчка або лiс, та й назад. А пiсля як роздивляться, а воно того нема нiчого». Иными словами, столкнувшись в степи с численно превосходящим противником, отряд казаков, благодаря характернику, мог «спрятаться». Как? - к примеру, ставших в круг запорожцев характерник окружал стеной из копий, которую враг, чудесным образом, принимал за  лесную рощу и проезжал мимо.


Иван Сирко, История, Казаки характерники, Пластуны, Характерники, Запорожские казаки, Донские казаки, Кубанские казаки
Битва под Белой Церковью, 1626 год. "Стычка запорожских казаков с татарами". Художник Jzef Brandt.



Воины оборотни.  

Согласно народным преданиям еще одной поразительной особенностью характерников была «ликантропия» (способность превращаться в волков), позволявшая им с помощью особых «верцадел» (зеркал) «видеть» за несколько верст вокруг себя и даже проникать во вражьи замыслы. Культ волка, как и само искусство характерников, уходит своими корнями в ведическую сущность древних славян, истоки которой теряются где-то во мраке веков и тесно связаны с тайным знанием киммерийцев, ариев и скифов. В период язычества, покровителем волков у славян считался бог грома Перун, которого обычно представляли в сопровождении двух волков - хортов. Интересно, что украинские термины «сiрко» и «сiрома», обозначавшие рядовых запорожских казаков, являются эпитетами волка, извечного спутника Перуна. Кроме того, от слова «хорт», происходит и название самого места основания первой запорожской Сечи - острова Хортицы. Из «Повести временных лет» известно также, что к этому острову прибило идол Перуна после его низвержения в Киеве, а византийский император Константин Багрянородный отмечал, что здесь русы, отправляясь в поход, совершали жертвоприношения огромному дубу. Таким образом, не случайно запорожское казачество появилось именно на Хортице, этой древней языческой святыне, являющейся ключом к пониманию многих тайн характерников, очень близких по своей природе к волхвам и ведьмакам древних славян.


Иван Сирко, История, Казаки характерники, Пластуны, Характерники, Запорожские казаки, Донские казаки, Кубанские казаки
Перун - бог грома в славянской мифологии, покровитель князя и дружины в древнерусском языческом пантеоне. Рядом изображен лежащий хорт (волк).

Иван Сирко, История, Казаки характерники, Пластуны, Характерники, Запорожские казаки, Донские казаки, Кубанские казаки
Карта: Гетманщина и Российская империя в 1751 году.


Ведуны и знахари.  

В украинском фольклоре бирюка, волка-одиночку, нередко называли также «вовкун» или «вiщун», приписывая ему ведовские свойства. А от ведуна до знахаря - один шаг. И действительно, в образе характерников немало черт, роднящих их со знахарями-шептунами. Прежде всего, это касается различных заговоров и «замолвлений». Не только от пули и сабли, но и от опоя коня, укуса змеи, кровотечения из раны и другие. Но если воинские заговоры широко бытовали в казачьей среде с её воинским укладом жизни и довольно часто встречались даже в XX веке у донских и кубанских казаков, то лечебные молитвы были уделом немногих. О таких, чубатые деды рассказывали: «На Великом Лугу, еще при запорожцах, жил химородник Фесько. Его очень боялись и слушались казаки. Вот, бывало, лежит человек, а он режет черную редьку. Как только пустит редька белый сок - человеку станет плохо, как сок почернеет - человек умирает. Он тогда наколдует, что редька вберет в себя сок черный, а пустит белый - и человек оживает...» Со знахарями роднит характерников и знание всевозможного целебного и колдовского зелья - разрыв-травы для снятия цепей и отпирания замков, чаклун-травы для неуязвимости в бою, нечуй-травы для розыска кладов. Сказители утверждали, что казаки-ведуны и сами прятали клады (недаром одна из плавневых речек называлась у них Скарбной) и умели находить сокровища, спрятанные другими. Находили их «по огням, что вдруг вспыхивали на обочинах дорог, по туманным клубам над курганами, по звездам, что падали в черные яры-овраги, и еще по множеству других примет».


Иван Сирко, История, Казаки характерники, Пластуны, Характерники, Запорожские казаки, Донские казаки, Кубанские казаки
Согласно народным преданиям, легендарный казак Мамай был не просто характерником, но еще и галдовником (т.е. колдуном).


Знаменитые характерники. 

Несмотря на всю фантастичность преданий о характерниках, их часто связывают с конкретными историческими персонажами. Характерниками считались многие казачьи гетманы, атаманы и полковники (подробней об истории казачества и клейнодах казачьих старшин в статье "Шестопер, пернач, булава - символ власти и холодное оружие казаков"): Дмитрий Байда Вишневецкий, Самойло Кошка, Северин Наливайко, Петр Сагайдачный, Иван Богун, Богдан Хмельницкий, Иван Палий, Захарий Чепига и др. Но, пожалуй, одним из самых ярких и знаменитых характерников был и остается кошевой атаман запорожцев Иван Сирко (ум. в 1680 г.) – личность поистине выдающаяся в истории казачества. И друзья и враги отзывались о нем как о человеке замечательных военных дарований, слывшим непримиримым борцом с врагами Православия. Будучи кошевым, он не проиграл ни одного сражения и именно при нем Запорожская Сечь достигла апогея своего могущества. При том, с самого рождения, жизнь легендарного атамана была окружена сплошной мистикой. Одни говорили, что он родился с зубами (по народным поверьям появление зубастого младенца означало, что родился будущий убийца) и напуганные односельчане якобы советовали родителям избавиться от ребенка, но мальчика спас отец - он вынес его к толпе и торжественно произнес: «Этими зубами он будет грызть наших врагов!». Другие рассказывали, будто Сирко умел останавливать время, ловить пули руками, убивать врагов взглядом и даже… ставить на ноги мертвых! Третьи утверждали, что однажды, у безымянного острова, ему удалось подстрелить серебряной пуговицей купающегося в Днепре черта. Остров этот, на котором впоследствии основали одну из Сечей, назвали Чертомлыком, поскольку черт «млыкнул» (булькнул) ногами, когда упал в воду. Ходили слухи, что он оборотень – днем знаменитый полководец Иван Сирко, а ночью – волк, урус – шайтан. Его именем татары и турки пугали своих детей. Сами же запорожцы считали, что равного Сирку нет, не было, и никогда не будет. Легенда гласит, что после смерти кошевого они отрезали его правую руку и с ней ходили на войну, а в случае беды выставляли ее вперед, говоря: «Стой, душа и рука Сирка с нами!». Лишь после ликвидации последней Сечи, казаки схоронили руку его, но даже после этого продолжали верить, что дух атамана жив и воюет где-то с супротивниками веры Христовой и казачьей вольности.


Иван Сирко, История, Казаки характерники, Пластуны, Характерники, Запорожские казаки, Донские казаки, Кубанские казаки
Литовский магнат, князь Дмитрий Иванович Вишневецкий (Байда) (укр. Дмитро «Байда» Іванович Вишневе́цький, 1517 - 1564). В 1552 году построил замок на острове Малая Хортица, который положил начало Запорожской Сечи.

Иван Сирко, История, Казаки характерники, Пластуны, Характерники, Запорожские казаки, Донские казаки, Кубанские казаки
Кошевой атаман, а затем гетман Войска Запорожского Самойло Кошка (1530 - 1602, либо 1620).

Иван Сирко, История, Казаки характерники, Пластуны, Характерники, Запорожские казаки, Донские казаки, Кубанские казаки
Севери́н Налива́йко (дата рождения неизвестна  — 1597) — казацкий предводитель конца XVI века, руководитель крестьянско-казацкого восстания, охватившего значительную часть территории современных Украины и Белоруссии, входивших в то время в состав Речи Посполитой.

Иван Сирко, История, Казаки характерники, Пластуны, Характерники, Запорожские казаки, Донские казаки, Кубанские казаки
Гетман Войска Запорожского, кошевой атаман Запорожской Сечи Пётр Кононович Конашевич-Сагайда́чный (1577 - 1622).

Иван Сирко, История, Казаки характерники, Пластуны, Характерники, Запорожские казаки, Донские казаки, Кубанские казаки
Полковник Войска Запорожского, Наказной гетман Украины Иван Богун (1618 - 1664). 

Иван Сирко, История, Казаки характерники, Пластуны, Характерники, Запорожские казаки, Донские казаки, Кубанские казаки
Гетман Войска Запорожского, полководец и государственный деятель Зиновий Богдан Михайлович Хмельницкий (1596 - 1657).

Иван Сирко, История, Казаки характерники, Пластуны, Характерники, Запорожские казаки, Донские казаки, Кубанские казаки
Кошевой атаман Запорожской Сечи Иван Дмитриевич Сирко (Серко) (1610-1680).

Иван Сирко, История, Казаки характерники, Пластуны, Характерники, Запорожские казаки, Донские казаки, Кубанские казаки
"Похороны Кошевого". Художник А.А. Мурашко, 1900 год.



Под грифом «секретно». 

Большинству «цивилизованных» людей рассказы о характерниках могут показаться чем-то абсолютно немыслимым и вызвать разве что ироничную улыбку. Еще более скептичное отношение подобные «сказки» порождают у многих ученых. Вместе с тем, в средства массовой информации все чаще и чаще просачиваются сведения из «закрытых» источников, которые заставляют взглянуть на эти «сказки» по иному. Так, например, 09.02.09, по 1-му каналу российского телевидения транслировался документальный фильм «Зов бездны», в котором раскрывались некоторые секреты отечественных спецслужб. В одном из его сюжетов подполковник ГРУ Александр Лавров демонстрировал технику бесконтактного боя с одним и несколькими спарринг партнерами, путем нанесения им ударов на расстоянии… «лучом», формируемым мозгом. Причем чем больше агрессии и силы выказывали его противники, тем тяжелей были травмы, получаемые ими в ходе схватки. Как тут не вспомнить характерников, которые могли убивать своих врагов на расстоянии силой «взгляда» (символично и то, что возродил искусство бесконтактного боя в России человек, живущий на Кубани – знаменитый Алексей Кадочников). В другом сюжете этого фильма речь шла об уникальной методике ментального гипноза, психокодирования, психозондирования и управления личностью на расстоянии, разработанной академиком РАЕН Игорем Смирновым. В настоящее время с помощью этой методики спецслужбы готовят так называемых «слипперов» - специалистов, способных внедриться в подсознание другого человека. Затем, в зависимости от поставленной задачи, они могут превратить его в «зомби», выполняющего чужие приказы, прочитать мысли и «увидеть» его прошлое, вызвать болезнь, путем нарушения целостности биоэнергетического поля, либо, наоборот, вылечить от амнезии и ряда других недугов. Но если возможно управлять психикой одного человека, почему нельзя подобным образом управлять коллективным подсознанием? В свете всего этого, приписываемые характерникам способности врачевать болезни, наводить «порчу», «омману» и «морок» на врагов, проникать в их замыслы, выглядят уже не так неправдоподобно.


Иван Сирко, История, Казаки характерники, Пластуны, Характерники, Запорожские казаки, Донские казаки, Кубанские казаки
Алексей Алексеевич Кадочников (Дед).

Иван Сирко, История, Казаки характерники, Пластуны, Характерники, Запорожские казаки, Донские казаки, Кубанские казаки
Академик РАЕН Игорь Викторович Смирнов.



Утраченное знание.  

Так же, достаточно широко известно, что современные индийские йоги и китайские монахи, без всякого ущерба для здоровья, ходят по горячим углям и лестницам из острых мечей, ложатся на копья и делают другие удивительные вещи. Все это подтверждает реалистичность многих возможностей характерников - многих, но не всех. Тем не менее, это не означает, что все они являются лишь плодом воображения народных сказителей. Скорее речь идет об утраченном древнем знании, наследии исчезнувшей цивилизации, «осколки» которого стали частью культуры Индии, Китая, Монголии, Японии, древней Руси и ряда других стран. Сегодня его недостающие фрагменты пытаются восстановить в секретных лабораториях ученные. Однако, в отличие от нас, наши пращуры знали «безопасные» границы этого знания, которые нельзя было переходить. Раньше в народе существовало твердое убеждение, что прикасаться к сверхъестественным силам нужно очень осторожно. Человек будит их, считая, что сможет совладать с ними, но разбуженные, они могут полностью выйти из под контроля и погубить его. Достаточно вспомнить по этому поводу заклятие Ивана Сирка: «Хто рядом зi мною, то ще брат, а хто вище мене - той проклят».


Иван Сирко, История, Казаки характерники, Пластуны, Характерники, Запорожские казаки, Донские казаки, Кубанские казаки
Монахи монастыря Шаолинь.

Иван Сирко, История, Казаки характерники, Пластуны, Характерники, Запорожские казаки, Донские казаки, Кубанские казаки
Могила кошевого атамана Запорожской Сечи Ивана Сирко.



Автор текста: © Джамбулат Аутлев

Понравилась статья? Добавьте ее в закладки социальных сетей и поделитесь с друзьями. Кнопки социальных сетей внизу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Мы в Pinterest. Присоединяйтесь! Лучшие фото и иллюстрации здесь.