Translate

2016/03/19

Заслуженный художник России, советский (российский) скульптор Владимир Андреевич Жданов.

Владимир Жданов, Заслуженный художник России, Люди, Российский скульптор, Советский скульптор,
«Никакой писанины мне не нужно. Абсолютно. Подожди, я сейчас говорю, не ты», — такова была первая реакция на попытку нашего журналиста взять у него интервью. «Хотите снимать — езжайте на Северную, 510, туда, где раньше была моя мастерская. Там свалка и мусорный двор, найдете все мои работы и возьмете интервью у местных собак. Это все, что я хочу вам сказать».









Я не знаю, как нашему главному редактору удалось убедить заслуженного художника России Владимира Андреевича Жданова побеседовать и напечатать этот материал, но интервью с ним все-таки состоялось. На самом деле совершенно понятно, почему ему, ученику Аникушина, маститому кубанскому скульптору и педагогу, не нужна вся эта «писанина». Не это главное. Важно другое — насколько она нужна нам с вами. Способны ли мы объективно оценить наше прошлое, усвоить уроки истории, понять мысли и чувства человека, прожившего долгую, сложную и счастливую творческую жизнь, воспользоваться его опытом? Наконец, услышать глас вопиющего в пустыне, предостерегающий нас от ошибок и заблуждений? Если нет, то не стоит читать дальше эту статью, она не для вас.


Владимир Жданов, Заслуженный художник России, Люди, Российский скульптор, Советский скульптор,
Ученик В.А. Жданова Мигран Арутюнов: "В жизни я увлекался многими вещами, но Владимир Андреевич наставил меня на истинный путь. В 2007 году я поставил "Памятник влюбленным" возле ЗАГСА в Геленджике (на заднем плане фото).  А в 2010 году мне посчастливилось сделать памятник Герою России Геннадию Николаевичу Трошеву. Владимир Андреевич всегда говорит: "Я никого не заставляю учиться. Я могу что-то дать, но в нашем деле один процент таланта и девяносто девять процентов труда. Если человек это понимает - у него все получится". 

Владимир Жданов, Заслуженный художник России, Люди, Российский скульптор, Советский скульптор,
Ученик В.А. Жданова Тимофей Смольянинов: "Любовь к профессии скульптора у меня с детства. И чем старше я становился, тем больше хотелось этим заниматься.  Начинал я на худграфе в КубГУ, куда поступил из-за скульптуры. Но там этому направлению уделялось мало внимания. Потом познакомился в Владимиром Андреевичем, который предложил помочь ему в работе над рельефом одного из памятником. Он посмотрел, как я работаю, и сказал, что мне нужно заниматься скульптурой. Я остался с ним. Сейчас учусь на третьем курсе в КГКУИ, где преподает Жданов". 


Смотрю на эскиз памятника Аршалуйс, над которым скульптор работает все последние годы. Аршалуйс Ханжиян совершила гражданский подвиг. Во время войны в ее доме в Поднависле (район Горячего Ключа) была размещена полевая медсанчасть. Неподалеку на поляне хоронили умерших от ран бойцов — в общей сложности свыше двух тысяч воинов, защищавших Кубань. Аршалуйс более полувека заботилась об их могилах, будучи единственным жителем далекого лесного поселка. Ей неоднократно предлагали новую квартиру в городе, но она наотрез отказалась. А когда Поклонную поляну решили застроить и прислали бульдозер, Аршалуйс встретила его с охотничьим ружьем в руках, заявив, что выстрелит, не задумываясь. Она защитила мертвых от живых. Так вот, смотрю я на эскиз Жданова и думаю о том, насколько точно он отразил ее образ и настроение. Именно такой она должна быть. Сидя на скамеечке, опираясь на одну руку, другую держа на колене, чуть наклонилась вперед, рядом каска солдата. Я принимаю точно такую же позу и понимаю, что хотел передать скульптор. Это пластика соучастия. Сопереживания, сострадания и усталости. А может, она сейчас встанет, подойдет, возьмет меня за руку и скажет… Интересно, что бы она мне сказала? Я вижу ее удивительно женственное и одновременно мужественное, благородное лицо: скулы, лоб, полуулыбку. Угадываю взгляд (ведь это только эскиз). Да, памятник должен быть именно таким. Потом я долго не могла понять, какое едва уловимое чувство испытываю. Не могла его определить. И сейчас не уверена, но думаю, что в образе Аршалуйс, созданном скульптором, есть... укор. «Настоящая скульптура нравственна. Она всегда воспевала то, что красиво. Она не любит отрицательного, шаржа не терпит. Скульптура должна быть серьезной, возвышенной, если хотите, моральной», — говорит Владимир Андреевич. Глядя на его Аршалуйс, я понимаю, что он имеет ввиду. Взгляните — и вы тоже это почувствуете. Что значит создать памятник? Это значит сохранить в наших сердцах память о ком-то или о чем-то очень важном. Есть герои и события, о которых человечеству ни в коем случае нельзя забывать. Скульптор — хранитель памяти. Очень хочется верить, что для его трогательной Аршалуйс найдется место там, где навсегда осталась ее душа. Главное, чтобы нашлись для этого люди, способные бескорыстно помочь Жданову. Будем надеяться…


Владимир Жданов, Заслуженный художник России, Люди, Российский скульптор, Советский скульптор,
Заслуженный художник России и Адыгеи  Владимир Жданов возле своей Аршалуйс. На заднем плане рабочий макет памятника "Покаяние".

Надо уметь любить, а художнику надо уметь любить в тысячи раз сильнее и острее, чем обычному человеку. Потому что каждый раз, когда ты берешься за чей-нибудь портрет, ты влюбляешься. Одухотворение материала — без этого никуда. Вот Владимир Андреевич входит в образ Владимира Ильича и с характерной «р» восклицает: «Все это, батенька, егунда! Геволюция победила и будет жить вечно!» Я искренне восхищаюсь. По себе знаю, иногда ты становишься человеком, о котором пишешь. Примеряешь его душу, мысли и чувства. Но что же первично? С чего все начинается? Помните, когда Фауст корпел над переводом известной фразы из священного писания, итогом его раздумий стала мысль: «В начале было дело». Так вот, на мой взгляд, все начинается с любви к делу, к профессии, которой ты посвящаешь свою жизнь. «Учись, учись всю жизнь и постоянно тренируйся, художник, ибо в противном случае тебя ждет косноязычие ремесла», — говаривал один известный мастер. Еще в период учебы был момент, когда Жданов, усомнившись в собственных способностях, решил уйти из искусства и заняться разведением кроликов в родной станице. Но именно в это время случилось так, что его дипломная работа «Зерно» была признана одним из лучших экспонатов значимой сельскохозяйственной выставки в Ленинграде. Воистину перст судьбы. Профессионалами не становятся быстро и легко: капля таланта, очень много труда, ежедневной, кропотливой и упорной работы над собой и, конечно, сильный наставник. С учителем Жданову повезло — им был сам Михаил Константинович Аникушин, мастер станковой и монументальной скульптуры, чьи работы давно признаны классикой отечественного искусства второй половины XX века. Одно из главных творений мастера — памятник А. С. Пушкину на площади Искусств в Санкт-Петербурге. Он создал фигуру Пушкина, легкую, окрыленную, устремленную к прекрасному светлому будущему. Поэт словно обращается к человеку: «…верь: взойдет она, звезда пленительного счастья...». Ученик пошел по стопам учителя, но сделал это по-своему. Над своим Пушкиным Жданов работал восемнадцать лет. Глядя на эту изящную скульптуру, невольно задумываешься о пространстве, в котором она находится, об окружающей ее архитектуре. И, честное слово, радует только один факт: вдохновленный поэт стоит спиной к давящему своей помпезностью зданию краевого суда.


Владимир Жданов, Заслуженный художник России, Люди, Российский скульптор, Советский скульптор,
"Над своим Пушкиным Владимир Жданов работал восемнадцать лет".

Одна из самых значимых для самого Жданова работ — портрет профессора Аутлева. «Однажды прочитал в газете статью Малича Гайсовича и так, не видя, заочно его полюбил. Очень захотелось с ним познакомиться. Я твердо решил, что сделаю скульптурный портрет этого человека. Когда он впервые вошел в мою мастерскую, я увидел старика, и на миг показалось, что ничего не получится. Но когда этот старик сел за станок, тени морщин будто осыпались, я разглядел глаза и понял, что передо мной настоящая личность, образ, который не может испортить отпечаток прожитых лет. Его портрет — одна из моих любимых работ. Потому что она не была заказной, я делал ее от души и с любовью», — рассказывает Владимир Андреевич. Сегодня эта скульптура передана в дар Адыгейскому республиканскому институту гуманитарных исследований (АРИГИ), который с 1954 по 1967 год возглавлял профессор Аутлев.


Владимир Жданов, Заслуженный художник России, Люди, Российский скульптор, Советский скульптор,
Бронзовый скульптурный портрет ветерана Великой Отечественной войны, орденоносца, заслуженного деятеля науки Кубани и Адыгеи Малича Гайсовича Аутлева, выполненный заслуженным художником России и  Адыгеи, скульптором  Ждановым.


Жизнь на самом деле всегда богаче вымысла. Особенно в нашей богоспасаемой стране. У нас принято очень быстро забывать людей, не вписывающихся в «реалии текущего момента», даже если это люди заслуженные. Вспоминают в лучшем случае потом, когда их уже нет с нами. Вот тогда и начинается пустопорожнее славословие о выдающихся заслугах и невосполнимых утратах. Но человека нужно ценить при жизни, ценить и давать ему возможность реализовывать себя, особенно, если речь идет о человеке талантливом. В противном случае мы так и будем сидеть на нефтегазовой игле, а все разговоры о технологическом прорыве и модернизации так и останутся разговорами. Когда-то на Северной  существовал комбинат союза художников. Существовал до того дня, пока не был признан несостоятельным и в результате нехитрых операций передан в руки частному «предпринимателю». «Я не ропщу. Я понимаю, что это время такое. Нашим отцам и дедам было тяжелее. Бог дал мне дожить до сегодняшнего дня. И жил я как человек. Я себя называю советским скульптором. Мне довелось работать с масштабными личностями. Это были люди совести и стыда. Большие люди, большие художники, большие ученые. Я с ними встречался и общался. О деньгах не думал». Слушаю его голос в диктофонной записи и понимаю, что люблю эти интонации. Понимаете, в них такое гармоничное сочетание мудрости, силы, усталости, звонкого задора, строгости, ума и иронии. Я чувствую, он счастливый человек. Как говорил один из моих учителей, есть «жизнь, в которой вы живете, и жизнь, которой вы живете». И «никто из нас, произнося имена Рембрандта, Ван Гога, Тициана, никогда не прицеплял к ним вагон социальных обстоятельств их существования». Владимир Андреевич Жданов живет любимым искусством. Посмотрите на его красивое лицо, на его глаза — они видели в этой жизни очень многое. Он знает, что одарен, и талант его проверен лучшим экспертом — временем. Все это дает ему право на собственные суждения, и он судит: «Запомните, как только в обществе начинается нравственный упадок, падает и искусство. Вот этот «Черный квадрат» Малевича — это же чушь собачья, дьявольщина. Настоящее искусство — это то, что вечно». Он помнит светлые, удачные, счастливые и смешные моменты своей жизни. Он ни о чем не жалеет и не стыдится прожитых лет. Он никого ни в чем не винит. И ему не нужна статья в журнале. Единственное, чего он желает для своей страны, для всех нас, — покаяния. Потому что построить светлое будущее, не покаявшись в прошлых грехах, ошибках и преступлениях, невозможно.


Владимир Жданов, Заслуженный художник России, Люди, Российский скульптор, Советский скульптор,
Скульптурный портрет четырежды Героя Советского союза, "Маршала Победы" Георгия Константиновича Жукова, работы заслуженного художника России и Адыгеи  Владимира Жданова.

Владимир Жданов, Заслуженный художник России, Люди, Российский скульптор, Советский скульптор,
Аллея Героев Советского Союза в городе Горячий Ключ. Все скульптурные портреты выполнены Владимиром  Ждановым.

Очень символично, что его композицию «Покаяние» никак не установят. Это скульптура спешившегося с коня и застывшего в глубоком раздумье у креста казака, в лице которого угадываются черты то ли атамана Бабича, то ли императора Николая Второго. «Эту тему никто мне не заказывал. Я ее выбрал сам. Вспомните, когда-то казаки были вольным народом, а потом стали инструментом колониальной политики государства, помогали империи покорять другие народы (подробней об этом в статье: Шестопер, пернач, булава - символ власти и холодное оружие казаков). За это и наказал господь. И так было не только с казаками. Как бы мы ни корежились, все равно надо возвратиться к Истине, к Богу, покаяться и жить по Правде. А мы ходим по кругу, и все время наступаем на одни и те же грабли. Пора обратить взор внутрь своей души. Грешил — кайся, другого не дано», — говорит Владимир Андреевич. Пожалуй, это главная работа Жданова, его совет всем нам, всей России. Очень многие не понимают ее замысла или… делают вид, что не понимают. Жестко критикуют мастера. «Я тебе так скажу, — говорит Владимир Андреевич по поводу этой работы, — дело, которое ты начал, надо довести до конца. Если ты бросаешь — это грех. Если оно тебе дано, хоть себе во вред, но ты должен его закончить». И он закончит, я верю.


Владимир Жданов, Заслуженный художник России, Люди, Российский скульптор, Советский скульптор,
"Как бы мы не корёжились, все равно надо возвращаться к Истине, к Богу, покаяться и жить по Правде". На фото  источник мученика Пантелеймона Целителя в городе Горячий Ключ, с ликом Святого, работы Владимира Андреевича Жданова. Рядом с источником сам скульптор.

Однажды я прочитала такую мысль: «Все может быть. Может, человечество окончательно одуреет, судя по тому, что оно выделывает сейчас. И не только в России, но и во всем мире, который медленно скользит куда-то по наклонной плоскости, намазанной мылом. Может, когда-нибудь окончательно станет модным при слове «искусство» хвататься за револьвер?» А вот Жданов искренне верит в то, что наш народ спасет вера. Я не знаю, что нас ждет и взойдет ли «звезда пленительного счастья». Я смотрю на Владимира Андреевича возле его эскиза Аршалуйс. Ему 75 лет. Он был свидетелем смены эпох. Он планирует создать и установить в Краснодаре памятник поэту Варавве. «Собачкам же установили, а Варавва что? Не заслужил?!» Он говорит, что человек, который не интересуется искусством, жалок, обделен. Он выходит из своей машины, чтобы передать в дар выставочному залу одну из своих работ, потому что иначе она окажется среди мусорного хлама. Его машину забирает эвакуатор, и в ответ на фразу: «Я скульптор Жданов», — он слышит: «Да мне хоть Церетели! Плати деньги». «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12, 36–37). Помилуй нас, Господь.


Автор текста: Марина Лусникова.

Источник: "Небо Кубани".

P.S. Эта статья была написана в феврале 2013 года, а 14 ноября 2014 года Владимира Андреевича Жданова не стало. Ушел из жизни еще один талантливый, честный, светлый человек. К сожалению, ему не хватило времени довести до конца три последних своих творения - "Аршалуйс", "Покаяние" и "Казбича". То, что не удалось сделать учителю, частично претворил в жизнь его ученик - Мигран Арутюнов завершает работу над памятником адыгскому герою Кавказской войны (подробней в статье: Кавказская война кратко причины, итоги, последствия - трагедия народов) Тугужоко Кизбечу (он же "Лев Черкесии" Хаджи Гузбек Шеретлук и Казбич - подробней о нем в статье: Адыгэ Хабзэ и кодекс бусидо, японские самураи и черкесские уорки), ему удалось закончить и установить в городе Горячий Ключ памятник Аршалуйс Ханжиян. Однако рабочий макет памятника "Покаяние" был безвозвратно утрачен...


Владимир Жданов, Заслуженный художник России, Люди, Российский скульптор, Советский скульптор,
В последние годы своей жизни, заслуженный художник России и Адыгеи Владимир Андреевич Жданов работал над памятником адыгскому герою Кавказской войны Тугужоко Кизбечу (он же "Лев Черкесии" Хаджи Гузбек Шеретлук и Казбич). Памятник планируется установить в ауле Афипсип, Тахтамукайского района Республики Адыгея.

Понравилась статья? Добавьте ее в закладки социальных сетей и поделитесь с друзьями. Кнопки социальных сетей внизу.



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Мы в Pinterest. Присоединяйтесь! Лучшие фото и иллюстрации здесь.