Translate

2016/10/13

Странствующий дервиш (философская лирика стихи).

Дервиш (перс. бедняк, нищий) — мусульманский странствующий аскет-подвижник, вольнодумец, мистик, приверженец и проповедник суфизма (Суфизм — эзотерическое течение в исламе, проповедующее аскетизм, подвижничество и повышенную духовность. Одно из основных направлений классической исламской философии, распространенное от Северной Африки, до Индии и Памира).


Из Мекки, Каабе поклонившись святой,
Испив из Земзема прохладной воды,
По пеклу пустыни шел дервиш седой,
В сыпучих барханах теряя следы.

Стирал в кровь он ноги о версты дорог,
На горных вершинах в снегах замерзал,
Жег тело его раскаленный песок,
Безжалостный ветер лохмотья срывал.

Но стойко терпел он удары судьбы,
Возвысился мыслью и духом окреп 
Богатство и власть не имеют цены,
Когда час придет поменять дом на склеп.

Халат его порван и тоща сума,
И нет у него ни кола, ни двора,
Хоть стала седою его голова —
Не нажил ни золота, ни серебра.

Голодному отдал последний кусок,
Последний медяк протянул бедняку,
Из фляги, последний бесценный глоток,
Влил в рот от жары умирающему.

Безумием и злобой наполненный мир
Пустынник бездомный стремился спасти.
Добро и любовь превратив в эликсир,
Страданья людей облегчал на пути.

Мучительно правду по свету искал,
Слугой справедливости высшей служил
И жил, не жалея о том, что терял,
Терпел, хоть быть может и не заслужил...

Пусть время заносит песком города!
Пусть вечность стирает «величия» черты!
Но тянутся, словно веков череда,
Седого бродяги в бессмертие следы.

Автор: © Джамбулат Аутлев. 1999 г.


Внимание! Ранее стихи публиковались в печати. Все права защищены.


В тему:
Образ дервиша в творчестве художников.


Лирика на Биваке, Философская лирика стихи, Странствующий дервиш, Дервиш, Мевляна Джалаладдин Руми,
Мевляна́ Джалал ад-Ди́н Мухамма́д Руми́ (1207 - 1273) - выдающийся персидский поэт-суфий. В XIII веке его сын Султан Валад основал в городе Конья суфийский орден Мевлеви, использующий в своих обрядах произведения Руми. Таким образом Муххамад Руми является духовным предком дервишей этого самого влиятельного в Османской Турции и существующего по сей день тариката (слово тарикат изначально обозначало Путь или практический метод мистического познания Истины. Однако в дальнейшем приобрело значение братства и школы обучения Пути. Постепенно в разных исламских странах сформировалась система суфийских братств-тарикатов, каждому из которых присущи свои приемы физических, аскетических, духовно-религиозных упражнений и практики, а также собственные ритуалы посвящения и регламенты жизни).

"Я долго искал Бога у христиан, но его не было на кресте.
Я побывал в индуистском храме и в древнем буддийском монастыре,
Но и там не нашел даже следов его.
Я отправился к Каабе, но Бога не было и там.
Тогда я заглянул в свое сердце,
И только там узрел Бога, которого не было больше нигде!" 
(Мухаммад Руми).


Лирика на Биваке, Философская лирика стихи, Странствующий дервиш, Дервиш, Мевляна Джалаладдин Руми,
Экстатичная пляска турецких дервишей XIX века. Художник Амадео Презиоси (Amadeo Preziosi). Под термином суфизм объединяются все мусульманские учения, целью которых является разработка теоретических основ и практических способов, обеспечивающих возможность непосредственного общения человека с Богом. Суфии называют это познанием истины. По их представлениям, в процессе этого познания мюрид (ищущий, страждущий), пройдя соответствующее обучение под руководством духовного наставника (муршида), освобождается от мирских желаний и войдя в состояние экстаза (опьянение божественной любовью), становится способен на интимное общение с Всевышним. Одним из "инструментов" достижения подобного экзальтированного состояния в рамках суфийской традиции был и остается танец. 

"Закрой глаза, влюбись, останься там"!
(Мевляна Джалаладдин Руми).


Лирика на Биваке, Философская лирика стихи, Странствующий дервиш, Дервиш, Мевляна Джалаладдин Руми,
Кружение дервиша. Художник Жан Леон Жером (Jean Leon Gerome). Для достижения мистического экстаза суфии собираются на специальные собрания (сема),  где в сопровождении ритмической музыки слушают певца читающего нараспев молитвы и суфийские гимны, совершают определенные повторяющиеся движения или танцуют. Так, например, в основе танца дервишей ордена Мевлеви лежит кружение с закрытыми глазами, при котором одна нога является опорной, а другая толкающей. Вращение символизирует круговорот жизни и духа, движение планет и светил. В начале танца руки скрещены на груди, подчеркивая смирение перед Богом и единение с ним. Однако, по мере увеличения скорости вращения, они постепенно поднимаются вверх. При этом правая ладонь обращается к небу, для получения благословения Всевышнего, а левая вниз - для передачи этого благословения земле.  В некоторых тарикатах для вхождения в транс иногда употребляли алкоголь и даже опиум.
 
"Безвыходность - это самый прекрасный знак от Всевышнего.
Он показывает, что пришло время дуа (молитвы - прим.авт)".
(Мевляна Джалаладдин Руми).


Лирика на Биваке, Философская лирика стихи, Странствующий дервиш, Дервиш, Мевляна Джалаладдин Руми,
Иранский странствующий дервиш - каландар, у которого только что закончился опиум, творит молитву, дабы получить еще. Неизвестный иранский художник второй половины XIX века. Употребление опиума в религиозной практике дервишей обнаруживается приблизительно с XIV века, когда достижение экстаза превратилось для части суфиев из цели в самоцель.  

"Я жил на грани безумия и, желая познать причины, стучал в дверь.
Она открылась.
Я стучал изнутри"!
(Мевляна Джалаладдин Руми).



Лирика на Биваке, Философская лирика стихи, Странствующий дервиш, Дервиш, Мевляна Джалаладдин Руми,
Турецкий янычар - член дервишского ордена (тариката) Бекташи. Неизвестный художник. Янычарский корпус был не только гвардией турецкого султана, но и военно-религиозным орденом (подробней о янычарах здесь: Турецкий ятаган - холодное оружие янычар). Поэтому головной убор воина, согласно преданию, символизирует стилизованный рукав одежды основателя ордена, дервиша Хаджи Бекташа. Орден Бекташи близок к шиизму (в силу почитания пророка Али), содержит элементы христианства (крещение), допускает употребление алкоголя и проповедует уважение к другим и терпимость.

"За пределами представлений о правильных и неправильных действиях есть поле.
Я встречу тебя там"
(Мевляна Джалаладдин Руми).



Лирика на Биваке, Философская лирика стихи, Странствующий дервиш, Дервиш, Мевляна Джалаладдин Руми,
Туркестанские странствующие дервиши - каландары в праздничных халатах. Ташкент, 1870 г. Художник В.В. Верещагин. На картине хорошо видны использовавшиеся дервишами фляжки, изготовленные из тыквы-горлянки (калабаш, каду). В дальних странствиях обойтись без них было невозможно. Обычно в таких сосудах держали воду, кумыс или айран. Налитая в тыкву жидкость, даже в жаркий знойный полдень, всегда оставалась холодной, благодаря толстой пористой кожуре плода. Более того, благодаря особым ферментам содержащимся в этой кожуре, напиток  долгое время не портился.



"Ты не капля в океане, ты целый океан - в капле".
(Мевляна Джалаладдин Руми).


Лирика на Биваке, Философская лирика стихи, Странствующий дервиш, Дервиш
Турецкий странствующий дервиш XIX века просит милостыню. Художник Рудольф Эрнст (Rudolf Ernst). На одной руке нищего висит чаша для подаяния - кашкуль, в другой он держит традиционный топорик-секиру дервишей табарзин на длинной рукояти,  использовавшийся в качестве посоха странника и оружия для защиты от разбойников (дороги в те времена были совсем не безопасны). Многие дервиши были хорошими бойцами и прекрасно владели приемами самообороны, поэтому нападать на них с риском для жизни, ради жалкого скарба составлявшего все имущество странствующих аскетов, грабители, как правило, не решались. К поясу суфия прикреплена дорожная сума.

"Если ты будешь зерном, то тебя склюют птицы, 
если будешь бутоном, тебя сорвут малые дети.
Ты сбереги свое зерно, скрывшись вдали.
Ты сохрани свой бутон, будь подобен траве, выросшей у заборов в глуши сада.
Будь скромным и оставайся смиренным".
(Мевляна Джалаладдин Руми).



Лирика на Биваке, Философская лирика стихи, Странствующий дервиш, Дервиш, Мевляна Джалаладдин Руми,
Турецкий странствующий дервиш XIX века. Художник  Амадео Презиоси (Amadeo Preziosi). В одной руке суфий держит  традиционный топорик-секиру табарзин, в другой - чашу для сбора милостыни кашкуль.  Обычно ее изготавливали  из половинки самого большого в мире ореха, известного как "двойной кокос" и  употребляли не только для сбора подаяния, но и в качестве посуды для еды и питья.  

"Твой внутренний мир - приют странников.
Каждый миг приходят новые посетители.
Радость, тоска, боль, несчастья приходят как незваные гости.
Приветствуй и привечай их всех!
Будь признателен каждому приходящему, ведь они посланы быть твоими наставниками...".  
(Мевляна Джалаладдин Руми).


Лирика на Биваке, Философская лирика стихи, Странствующий дервиш, Дервиш, Мевляна Джалаладдин Руми,
Дервиши в Каире (Египет), 1875. Художник К. Маковский.  Дервиши делились на странствующих и живущих в обителях ("ханака"), под началом шейхов - блюстителей порядка и закона в общинах. Суфии живущие в обителях нередко бродяжничали, питаясь мирским подаянием, но затем возвращались в обитель, для совместных молитв и постов. В прошлом, в некоторых городах Средней Азии (например в Самарканде или Бухаре) власти специально строили для дервишей ханаки за казенный счет. Однако, в большинстве случаев, обители строились на добровольные пожертвования верующих. На картине показан внутренний дворик ханаки. В центре композиции находится фигура шейха, к которому почтительно приближается группа дервишей.


"Шамс (сура Корана -прим. авт.) научил меня следующему: 
"Если во Вселенной мерзнет хоть один правоверный, ты не имеешь права греться".
А я знаю, что на земле есть мерзнущие правоверные, поэтому не могу согреться".
(Мевляна Джалаладдин Руми).



Лирика на Биваке, Философская лирика стихи, Странствующий дервиш, Дервиш, Мевляна Джалаладдин Руми,
Египетский странствующий дервиш. Художник К. Маковский. Иногда дервишей отождествляют с монахами, но такое отождествление не совсем корректно, поскольку есть немало примеров, когда суфии женились, имели семью, жили своей жизнью. Однако, при этом им не полагалось иметь личную собственность, не подобало говорить: "это моё" (моя одежда, моя обувь), ибо все принадлежит Всевышнему. Поэтому если дервиш чем-то владел и не жил в нищете, то он обязан был компенсировать наличие собственности щедростью и гостеприимством, делиться своим достоянием с окружающими и оставлять для себя и своей семьи лишь необходимый минимум.

"Пусть твоя доброта будет как дождь, который не думает на кого падает".
(Мевляна Джалаладдин Руми).


Лирика на Биваке, Философская лирика стихи, Странствующий дервиш, Дервиш, Мевляна Джалаладдин Руми,
Марокканский странствующий дервиш. Худ. Хосе Тапиро (Hose Tapiro). Как видно на картине, верхняя одежда дервиша сшита из грубой шерстяной ткани. Согласно одной из версий, высказанной еще средневековыми мусульманскими теологами, слово суфизм происходит от арабского суф (шерсть).  Издавна грубое шерстяное одеяние считалось обычным атрибутом дервишей. 

"То что вы ищете, тоже ищет вас".
 (Мевляна Джалаладдин Руми).


Лирика на Биваке, Философская лирика стихи, Странствующий дервиш, Дервиш, Мевляна Джалаладдин Руми,
Битва при Абу Клеа. Суданские дервиши Имама Махди атакуют позиции британских войск. Художник Уильям Барнс Воллен (William Barnes Wollen). Гибкость суфизма и его "открытость" посторонним влияниям, сделали учение весьма неоднородным. Являясь изначально проповедью смирения и ухода от мирской суеты, оно, на протяжении своей истории, не раз становилось идеологическим фундаментом сначала повстанческих и махдистских  движений, а затем и антиколониальной борьбы. В качестве примеров можно привести восстание мюридов в Андалусии, войну с дервишами в Судане, антиколониальную борьбу Имама Шамиля с Российской империей (подробней: Кавказская война (кратко причины, итоги, последствия) - трагедия народов). 

"Знай, смерть - это событие рождения души в другом мире.
То есть для этой тленной мирской жизни она называется смертью,
а для вечной жизни она называется рождением".
(Мевляна Джалаладдин Руми).

© bivouac.ru

Видео в тему: Завораживающий танец турецких дервишей.




Видео в тему: Традиционное суфийское собрание (сема). 





Понравился материал? Добавьте его в закладки социальных сетей и поделитесь с друзьями. Кнопки социальных сетей внизу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Мы в Pinterest. Присоединяйтесь! Лучшие фото и иллюстрации здесь.