© Бивак. Полное копирование материалов запрещено. При цитировании - активная индексируемая ссылка на блог. 18+
Старые традиции Нового года.
Сложно
представить, что когда-то новогоднего
праздника не было. Но, все имеет свое
начало. Обычай праздновать Новый год
появился примерно 25 веков назад в
Месопотамии (Двуречье). Здесь, в конце
IV тысячелетия до новой эры, образовался
один из очагов цивилизации. Здесь
возникли ее знаменитые центры - Шумер,
Вавилон, Ассирия, прославившиеся своим
культурным наследием и величайшими
изобретениями человечества. И именно
здесь, по мнению ученых, впервые (в
третьем тысячелетии до н.э.) стали
праздновать Новый год. Иудеи, находившиеся
во время правления царя Навуходоносора
в вавилонском плену, переняли этот
праздник у вавилонян. От иудеев традиция
перешла к грекам, а через них, уже в
эпоху античности, постепенно
распространилась по всему миру. Со
временем она видоизменялась, обрастала
национальными традициями, связанными
с укладом жизни и менталитетом того
или иного народа, — так зародилось
великое разнообразие.
Забытая
суть.
Изначально,
у народов Двуречья, празднование Нового
года начиналось с первым новолунием
после весеннего равноденствия и
символизировало
победу светлого бога Мардука над богиней
разрушения, хаоса и смерти Тиамат.
Празднество продолжалось 12 дней и
сопровождалось шествиями, маскарадами
и карнавалами. Кстати, само слово
карнавал, в
переводе с аккадского языка, на котором
говорили в Ассирии и Вавилоне, означает
корабль, море и это не случайно, ибо
многие ритуалы новогоднего праздника
того времени были связаны с воображаемым
плаванием бога Мардука по реке Евфрат.
Торжество было наполнено духом необузданной свободы,
когда весь привычный уклад жизни
переворачивался с ног на голову и
последний раб превращался в господина.
В это время запрещалось работать,вершить
суд и наказывать. В один из дней мистерии
изображали битву Мардука с чудовищем
Тиамат (предстающей, обычно, в образе дракона,
змеи либо ящера). Иудеи позаимствовали
этот сюжет и включили его в Библию (возможно Вас заинтересуют материалы Библия: Исход евреев из Египта; Автор Библии египетский писец Ор), в
результате чего появилось христианское
предание о святом Георгии Победоносце
повергающем дракона — символ вечного
зла. Традиция же украшать елку на Новый
год не столь древняя как сам праздник,
она появилась не сразу и насчитывает
«всего» около двух тысяч лет. В период
язычества люди считали, что в деревьях
живут добрые духи, и развешивая на
деревьях угощения - подарки, пытались
задобрить этих духов. При этом вечнозеленая
ель занимала особое место среди всех
деревьев. Она была священным центром,
«мировым древом», олицетворявшим
бесконечную силу жизни, превозмогающую
темноту и мрак.
 |
Бог Мардук сражается с чудовищем Тиамат. Ассирийский барельеф. |
 |
Георгий Победоносец повергает дракона. Художник Рафаэль Санти. XVI век. |
 |
Зеленая ель - "мировое древо" олицетворяющее собой бесконечную силу жизни, превозмогающую темноту и мрак. |
|
Почему
зимой?
Таким образом
древние отмечали в Новый год победу сил
света над силами тьмы и начало нового
цикла жизни. Вполне логично, что торжества
проходили весной, в пору пробуждения
природы от зимнего сна и ее обновления.
Почему же сейчас Новый год в России,
Европе, США и многих других странах
мира встречают зимой? В этом повинен
римский полководец и политический
деятель Гай Юлий Цезарь. Долгое время
Новый год наступал для римлян 1 марта.
Однако в 46 г. до н.э. Цезарь ввел новый,
более точный календарь, который получил
название юлианского и используется
поныне. При этом день начала Нового
года переместился на 1 января. Январь
– символичный месяц для начала нового
года, ведь его название связано с именем
двуликого римского бога Януса. Бог
смотрит назад – на прошлый год и вперед
– на год будущий. В период Календ —
римских празднеств в честь наступления
Нового года, люди украшали свои дома,
дарили друг другу подарки. Рабы пили
вместе с хозяевами, и в течение нескольких
дней народ творил все, что ему вздумается.
В дальнейшем, с разделением Римской
империи на Восточную и Западную, падением
последней под ударами «варваров» и
образованием на ее обломках европейских
королевств, Новый год становится любимой
традицией в Европе, а затем, вместе с
европейскими переселенцами, попадает
в Америку. Но, поскольку европейские и
американские традиции празднования
Нового года восходят к римским, его в
этих странах отмечают зимой.
 |
Римский полководец и политический деятель Гай Юлий Цезарь "перевел" Новый год в категорию зимних праздников. |
 |
Двуликий бог Янус смотрит назад - на прошедший год и вперед - на год будущий. |
 |
Новогодняя зимняя сказка в горах. |
День
солнца.
В свою
очередь у славян языческий Новый
год был тесно связан с божеством Колядой
и праздновался в День зимнего солнцестояния
— самый короткий день в году (21 или 22
декабря). Главным символом праздника
являлся огонь костра, воплощавший в
себе свет солнца, которое после самой
долгой ночи должно было светить все
дольше и дольше. Ритуальный новогодний
пирог — каравай, по форме тоже напоминал
солнце. В древности его приготовляли
волхвы, старавшиеся с помощью различных
ритуалов умилостивить богов, чтобы те
ниспослали людям обильный урожай.
Убираясь в канун праздника в своих
жилищах, девушки тщательно выметали
мусор – ведь если им попадалось хлебное
зерно, то оно сулило замужество в грядущем
году. Многие новогодние обряды исполнялись
детьми, которые изображали молодой год.
Они ходили по дворам и пели так называемые
«колядки» - магические заклинания,
призванные обеспечить благополучие в
домах, за что детям щедро раздавали
подарки. «Колядование» часто сопровождалось
«ряженьем» в козу, корову и других
животных, воплощавших плодородие.
Издревле на Руси верили, что события
новогодней ночи будут проецироваться
на предстоящие 12 месяцев. Так что не
рекомендовалось, например, отдавать
долги — «весь год потом расплачиваться»,
выполнять тяжелую и грязную работу,
иначе наступающий год пройдет в тяжком
труде без отдыха. А чтобы весь будущий
год радоваться обновкам, в Новогоднюю
ночь надевали все самое красивое, новое
и даже старались несколько раз переодеться.
В X в., с принятием
православия, в Древнюю Русь перешло и
летосчисление, применявшееся византийцами.
Счёт лет в нём вёлся от «сотворения
мира», которое якобы произошло за 5508
лет до н. э., то есть по старому римскому
стилю. Год начинался с 1 марта, когда
приступали к с.-х. работам. Так продолжалось
до конца 15 в., когда начало года было
перенесено на 1 сентября, по греческому
календарю. Ведь именно 1 сентября с
народа собирались различные годовые
пошлины (оброк, дань и др.) и такой перенос
был удобен власти.
 |
"Волхв". Художник Андрей Шишкин. |
 |
"Колядки в Малороссии". Художник Константин Трутовский. XIX век. |
Балы
или застолье?
В 1699 г. Петр
Первый, который
как известно был большим поклонником
всего европейского, приказал
праздновать Новый год на Руси с 31. 12 на
01. 01 Во время его правления елку еще не
ставили, а украшали жилище отдельными
еловыми веточками. При этом главным на
празднике считался не обильный стол, а
танцы. Балы быстро вошли в моду в Москве
и Петербурге, а затем и по всей России.
Поэтому, почти до середины ХIХ в., русского
новогоднего меню как такового не
существовало, а те яства, которые сегодня
считаются неизменной принадлежностью
новогоднего застолья - молочные поросята
с гречневой кашей, гуси с яблоками - на
самом деле пришли со стола рождественского.
Вплоть до начале ХIХ века даже в домах
знати к новогоднему столу подавали
вполне обыденные и простые блюда: соленые
огурцы и грибы, квашенную капусту,
запеченных поросят, жаренных пулярок,
телячье фрикасе, отварную форель и т.п.
В качестве десерта: абрикосы, апельсины,
виноград и груши - в Петербурге, и в
Москве в моде были оранжереи, в которых
фрукты выращивались прямо посреди зимы.
Пили водку, настойки и наливки, немецкое
и домашнее русское пиво. На рубеже
ХIХ и ХХ веков праздничное меню становится
все более разнообразным. На новогоднем
столе появляются анчоусы, омары, сардины,
семга, икра, корюшка, треска, сыры и
арбузы. В качестве основного блюда с
традиционными поросятами и гусями
начинают конкурировать рябчики и
индейки. Наряду с водкой и пивом в
употребление входят шампанское, коньяки,
французские, испанские, итальянские и
немецкие вина. И именно в это время
ёлка становится
главным украшением городских и
деревенских домов, вплоть до 1918 года,
когда из-за принадлежности украшенной
елки к Рождеству (то есть церковной
религии) она была запрещена на целых 17
лет (до 1935). После революции отменили
и празднование Нового года, но его все
равно встречали, правда, танцевали
потихоньку, чтобы не разбудить соседей.
Вот тогда, по-видимому, и возникла привычка
сидеть за столом. Советский новогодний
стол был скромным - в сороковые годы
праздник встречали водкой, вареной
картошкой и селедкой. В пятидесятые -
праздновать новый год уже не считалось
предосудительным и собираться стали
не только узким кругом, но и большой
компанией. На столах появились: студень,
селедка под шубой, прибалтийские шпроты,
салат Оливье - с докторской колбасой
вместо рябчиков. Под бой курантов
непременно надо было открыть бутылку
"Советского шампанского". В тесных
квартирах стол занимал все место, поэтому
приходилось выбирать: танцы или еда. С
появлением телевизоров стол победил
окончательно.
 |
Петр I - первый Император Всероссийский. Художник Жан-Марк Натье, 1717 г. Именно благодаря Петру I Новый год в России празднуют с 31.12 на 01.01. |
 |
Петровский бал ("Ассамблея"). Художник Клавдий Лебедев. |
 |
Традиционный "советский" новогодний стол конца 70-х - начала 80-х гг XX века. |
 |
Несмотря ни на какие запреты, новогодняя елка и по сей день остается главным символом рождественских и новогодних праздников в России. |
 |
Другой непременный атрибут отечественного Нового года - шампанское. |
Ближе
к истокам.
Между
тем, у народов
проживавших в относительной изоляции
от европейской цивилизации долгое время
сохранялись новогодние традиции близкие
к их первоначальному (вавилоно-ассирийскому)
варианту. Так, например, адыги, один из
древнейших этносов Северного Кавказа,
до конца XIX
в.
праздновали Новый год 22 марта, в День
весеннего равноденствия, когда
продолжительность дня и ночи сравнивается.
Этот день считался днем, когда в растениях
начинается движение соков, оживает
земля. Для народа, чья жизнь была тесно
связана с природой, это был важный,
переломный момент, ассоциировавшийся
с победой светлых сил над темными.
Поэтому празднование Нового года
сопровождалось обрядами жертвоприношения
черной курицы, черного барашка, черного
бычка, которые как бы олицетворяли собой
тьму и нечисть. По народному поверью,
такое жертвоприношение символизировало
победу добра над злом. Обряд
начинался с пения старинного гимна
возносящего хвалу богам. После этого
одна из женщин нагревала на открытом
огне кусок жира жертвенного животного,
который начинал капать в костер,
распространяя специфический запах. При
этом она произносила заклинания
призывавшее богов ниспослать счастье
и благополучие людям. Затем самая
уважаемая из присутствующих женщин
разрезала положенные друг на друга три
обрядовых пирога и возносила молитву
посвящающую этот хлеб богам. От костра,
в который капал животный жир, зажигали
изготовленный из горючего материала
круг, установленный на высоком шесте,
и вокруг него начинались праздничные
танцы. Кроме того, новогодняя ночь обычно
сопровождалась гаданием на
бараньей лопатке. Во время гадания
смотрели на свет сквозь лопатку и по
пятнам на кости предсказывали урожай,
погоду и даже семейные события (свадьбы,
роды, похороны). Завершал праздник
Удж — один из старинных хороводных
танцев, повторяющий своим «рисунком»
солярный знак. В следовавшие затем
праздничные дни адыги проводили скачки,
ходили в гости, поздравляли друг друга
оригинальными пожеланиями на год
грядущий.
 |
Старинный черкесский групповой народный танец "Удж". |
 |
Такими увидел традиционные новогодние адыгские благопожелания художник Абдуллах Берсиров. |
Общее
и частное.
Нельзя
не удивляться многообразию национальных
особенностей и нюансов, привнесенных
различными народами в празднование
Нового года на протяжении его многовековой
истории. В этом ряду и многочисленные
«заменители» традиционных ёлок, начиная
с карликовых мандариновых деревьев у
китайцев и заканчивая так называемой
бородой святого Басили (Василия -
покровителя животных), представлявшей
собой грузинскую елку-чичилаки из полена,
искусно нарубленного в длинную тончайшую
стружку - будто вьющаяся седая борода
(в старые времена на эту "елку" вешали фрукты и совершали
обряд ее сожжения, чтобы святой Василий
послал на будущий год хороший урожай).
Тут и вьетнамцы, которые встречают
Новый Год в темноте, а потом разводят
костры и готовят на них лакомства из
риса, и тайцы, отмечающие Новый год в
такую жару, что приходится обливать
друг друга водой при встрече, и итальянцы,
в канун Нового года выбрасывающие из
окон старые вещи и заменяющие их новыми,
и чеченцы, которые укладывают длинное,
не разрубленное бревно в очаг и садятся
за стол лишь тогда, когда бревно, прогорев,
сокращается до таких размеров, что за
ним можно закрыть входную дверь. Сюда
можно причислить и различные праздничные
шествия, маскарады и карнавалы, от
утонченно распущенного венецианского,
до откровенно эротичного, брызжущего
буйством и красками бразильского.
 |
Карликовое мандариновое дерево - китайская альтернатива традиционной елки. |
 |
Грузинская елка-чичилаки - в буквальном смысле слова выстругана из полена. |
 |
Утонченно-аристократичный Венецианский новогодний карнавал. |
 |
Эротичный, брызжущий буйством и красками Бразильский новогодний карнавал. |
Но...
на фоне всей этой ослепляющей пестроты,
есть нечто главное, что объединяет в
Новый год всех людей нашей планеты,
независимо от их веры, национальности
и расовой принадлежности —
празднование
Нового года, когда бы оно ни происходило
— зимой, весной или осенью — таит в себе
частицу чуда и всегда сопровождается
самыми радостными чувствами. Оно связано
с миром, любовью и взаимопониманием. В
этот день собираются самые близкие люди
и очарование новогодней ночи запоминается
надолго.
Здоровья, счастья и благополучия всем в наступающем Новом году!
 |
Новогодний салют в Вальпараисо (исп. Valparaíso, буквально — "райская долина"). Чили, 2009. |
 |
Новогодний салют в Эдинбурге (англ. и скотс Edinburgh). Шотландия, 2007. |
 |
Новогодний салют в Мельбурне (англ. Melbourne). Австралия, 2008. |
 |
Новогодний салют на пляже Капакабана (порт. Copacabana) в Рио-де-Жанейро (
порт. Rio de Janeiro, букв. "январская река"). Бразилия, 2011.
|
 |
Новогодний салют в Куала-Лумпур (малайск. Wilayah Persekutuan Kuala Lumpur букв. "грязное устье"). Малайзия, 2010. |
Автор текста: © Джамбулат Аутлев
Понравилась статья? Добавьте ее в закладки социальных сетей и поделитесь с друзьями. Кнопки социальных сетей внизу.
Комментариев нет:
Отправка комментария